«Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Новикова Нелля Владимировна | |||
31.10.2021 07:42 | |||
«Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста» В деятельности детей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общение ребенка легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящие время у детей все чаще наблюдается речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку быть более общительным, расширятся его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Основной целью своего опыта я считаю: внедрение мнемотехники в работу по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста. Мной были поставлены следующие задачи:
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Материал занятий мной подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. Работа с мнемотаблицамипроходит в несколько этапов:
Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком. В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц я включила задачи по активизации и обогащению словаря. Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
|