Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Колотова Анастасия Викторовна Полякова Марина Владимировна | |||
12.05.2021 17:45 | |||
Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ. Связная речь — это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Связная речь характеризуется следующими особенностями: развёрнутостью произвольностью, логичностью. Связная речь детей с общим недоразвитием речи отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, а иногда ограничивается только отдельными фразами или краткими ответами на поставленный вопрос. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Детям с трудом удается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда.
Обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин. Но следует отметить, что у детей с ТНР переход от вопросно-ответной формы речи к самостоятельному связному высказыванию достаточно труден и требует применения разнообразных игровых приемов, большого количества иллюстрационного материала. Поэтому в процессе работы по развитию монологической связной речи большое внимание уделяется составлению описательных рассказов. Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача рассказа – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. При обучении детей с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи.
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:
Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо признаком (пирамидки разного цвета, но одинаковые по величине и форме) Затем предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). Далее сравниваются предметы, групп, например имеющих один — два общих признака (помидор, арбуз, мяч) Позже, дети учатся составлять описания по вопросам педагога. Простое описание первоначально, состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) или некоторые вкусовые: Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют. Составление описания ребёнком предваряется образцом, который даёт педагог. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану – схеме. Далее следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания: - Проводится коллективное составление плана. - Определяются главные содержательные элементы рассказа «О чём мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?» В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему. Весьма эффективным является использование демонстрируемого действия и игры в процессе составления рассказа, когда для описания предмета или сюжета подключаются игрушки. Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.
|