Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя игры по технологии ТРИЗ»
Развитие речи у детей
Автор: Абрашкина-Жучкова Екатерина Юрьевна   
03.05.2021 07:25

Методическая разработка «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя игры по технологии ТРИЗ»Методическая разработка «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя игры по технологии ТРИЗ»

Подготовила: учитель-логопед ГБОУ Школы 1467 Абрашкина-Жучкова Екатерина Юрьевна

ТРИЗ для дошкольников – это увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ.

Целью данной разработки является оказание практической помощи педагогам в использовании приемов ТРИЗ технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине.

Важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, — это формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

 

Скачать конспект

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности Особый интерес вызывает составление рассказа по сюжетной картине, т. к. его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для детей, так и для логопеда. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала педагога, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. Теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятель-ности.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5-7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе их разнопланновости, наибольшей информативности.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение нескольких недель.

Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной:

  1. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  2. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  3. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  4. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  5. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа. Для этого вводятся эмблемы – схематичное изображение той или иной игры.

1 этап: Определение состава картины

На этом этапе вводится эмблема:

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".

Для этой игры понадобится альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

Игра «Фотографирование»

Ход игры: для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, необходимо назвать, где находятся все предметы, как будто фотографируем их.

Условия проведения данных игр:

  • педагог должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;
  • темп работы должен быть достаточно быстрым,
  • обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол — потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».
  • по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
  • окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2 этап: Установление взаимосвязей между объектами

На этом этапе вводится эмблема:

Игра «Сыщики»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Необходимо найти эти связи.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Ход игры: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Вводится данная эмблема:

Игра «Я слышу»

Цели:

  • учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
  • побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Игра «Я чувствую запахи»

Вводится эмблема:

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Игра «Я чувствую на ощупь»

Вводится эмблема:

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками».

Условия проведения данных игр:

  • Педагогу необходимо уточнить знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора;
  • Работая с картиной, необходимо начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…»;
  • Необходимо побуждать детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс;
  • Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

4 этап: Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Вводится эмблема:

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

Игра «Путешествие на машине времени»

Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Ход игры: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:

  1. Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я представляю, что было с объектом ранним утром», или «Я представляю, что будет с объектом поздним вечером».
  2. Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с объектом зимой и что с ним будет ранней осенью.
  3. Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта, например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
  4. Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования.
  5. этап. Составление рассказов от лица разных героев

Вводится эмблема:

Игра: «Волшебное превращение»

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход игры: ребенку предлагается представить себя объектом и «войти» в его эмоциональное состояние, передать черты его характера.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии.

Условие проведения данной игры:

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта.
  • От простых и обобщенных эмоций (добрый — злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Заключение.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативного вида деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Список литературы

  1. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: Пособие для педагогов дошк. Учреждений /А. В. Корзун. – 2-е изд. – Мн.: Университетское, 2001.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
  3. Т.Б. Большева Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001.
  4. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1987.
  6. ЖуковаН., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  7. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошк. воспитание. – 1992. — № 7-11; 1993. — № 3; 1994. -№№ 5, 10.
  8. Логопедия / Под ред. Л.Волковой. – М., 1989.
  9. Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картиики без запинки СПб.: ТРИЗ-Шанс, 1995.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
  11. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошк. воспитание. — 1997. — №3.
  12. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под редакцией Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  13. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М., 1996.
  14. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год