Методическая разработка «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя игры по технологии ТРИЗ» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Абрашкина-Жучкова Екатерина Юрьевна | |||
03.05.2021 07:25 | |||
Методическая разработка «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя игры по технологии ТРИЗ» Подготовила: учитель-логопед ГБОУ Школы 1467 Абрашкина-Жучкова Екатерина Юрьевна ТРИЗ для дошкольников – это увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии. В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ. Целью данной разработки является оказание практической помощи педагогам в использовании приемов ТРИЗ технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине. Важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, — это формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности Особый интерес вызывает составление рассказа по сюжетной картине, т. к. его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для детей, так и для логопеда. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала педагога, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. Теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине. Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятель-ности. Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5-7 лет. Подбор сюжетных картин осуществляется на основе их разнопланновости, наибольшей информативности. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение нескольких недель. Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов. Общие требования к организации работы с картиной:
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа. Для этого вводятся эмблемы – схематичное изображение той или иной игры. 1 этап: Определение состава картины На этом этапе вводится эмблема: Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба". Для этой игры понадобится альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Игра «Фотографирование» Ход игры: для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, необходимо назвать, где находятся все предметы, как будто фотографируем их. Условия проведения данных игр:
2 этап: Установление взаимосвязей между объектами На этом этапе вводится эмблема: Игра «Сыщики» Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Ход игры: Педагог предлагает поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Необходимо найти эти связи. Игра «Ищу друзей (недругов)» Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами. Ход игры: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...). 3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину». Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. Вводится данная эмблема: Игра «Я слышу» Цели:
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов. Игра «Я чувствую запахи» Вводится эмблема: Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи». Игра «Я чувствую на ощупь» Вводится эмблема: Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками». Условия проведения данных игр:
4 этап: Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Вводится эмблема: Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...). Игра «Путешествие на машине времени» Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования. Ход игры: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
Вводится эмблема: Игра: «Волшебное превращение» Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Ход игры: ребенку предлагается представить себя объектом и «войти» в его эмоциональное состояние, передать черты его характера. Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Условие проведения данной игры:
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название. Заключение. Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативного вида деятельности. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Список литературы
|