Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мамутова Айше Алиевна | |||
02.05.2021 21:39 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Подготовила воспитатель: Мамутова Айше Алиевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» пгт. Зуя Белогорского района Республики Крым. 2021 Цели:
Задачи:
Словарная работа: фантазия, конопушки, рыжинки, солнце: яркое, светлое. Предварительная работа: Чтение инсценировки, анализ героев, рассматривание иллюстраций, знакомство и беседа о пословицах Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии, иллюстрации к фразеологизмам и пословицам, маски для детей, воздушный шарик, медали и угощение в качестве поощрения для каждого ребенка. Ход занятия: 1. Приветствие: Воспитатель: — Ребята, посмотрите, сколько гостей в нашей группе! Давайте, их поприветствуем! (воспитатель вместе с детьми зачитывает приветствие) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам И утро становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. - Вы любите путешествовать? Дети: — Да Воспитатель: — Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью нашей фантазии. - А что такое фантазия? Дети: — Фантазия — это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле. Воспитатель: — Прежде, чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила: Ребенок: — Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Громко, четко, говорим, Никуда мы не спешим. Ребенок: — Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними. Воспитатель: — Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка) - Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре среди облаков. Сверху видим мы золотые леса, разноцветные поля, слышим журчание рек, чувствуем запах свежего воздуха после осеннего дождя. 2. Основная часть. - Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. Как вы уже догадались, она находится среди необычных деревьев в долине лесов. Садитесь на стульчики. Посмотрите вокруг, как красиво осенью в лесу! Пальчиковая гимнастика «Листопад» Дети встают возле стульчиков и выполняют пальчиковую гимнастику. Листопад! Листопад! Лес осенний конопат. (круговые движения вокруг себя) Налетели конопушки, Стали рыжими опушки, (взмахи руками сверху вниз с приседаниями) Ветер мимо пролетал, (взмахи руками в разные стороны) Ветер лесу прошептал: (руки держать возле уст)
Конопушки я лечу: (наставление указательным пальцем правой руки) Все рыжинки оборву, Побросаю их в траву! (разводы руками) Дети садятся на стульчики. Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите, на поляне письмо! Интересно от кого? (воспитатель берет письмо) - Оно от жителей этого леса. (зачитывает) Дорогие любимые ноши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: Все, что есть у нас: и норки, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну! - Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Дети: — Да Воспитатель: — Для этого вам нужно отгадать загадку. Среди поля голубого яркий блеск огня большого Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Догадались это… Дети: Солнце. Воспитатель: — Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков. Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. Дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю. Воспитатель: — Чтобы расколдовать лучики необходимо выполнить задания. Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. 1 лучик. Игра «Исправь ошибку» Воспитатель: — Давайте подумаем и составим правильные предложения. - На белке сидела елка. (На елке сидела белка). - В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы). - Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу). - Шубка к зиме меняет лису. (Лиса к зиме меняет шубку) - По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик). - Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур). Воспитатель: — Молодцы, ребята! Пора идти дальше. 2лучик Дидактическая игра «Что это?» Воспитатель: — Слушайте внимательно и прежде чем ответить, подумайте. 1. Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Его оторвали любопытной Варваре. Дети: — Нос. 2. Не цветы, а вянут; Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. Дети: — Уши. 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. Дети: — Ветер. Воспитатель: — Молодцы, и с этим заданием вы справились. 3лучик Игра «Объясни фразу» (фразеологизмы родного языка)
После каждой фразы предполагаемые ответы детей. Воспитатель: — Молодцы, справились. Переходим к следующему заданию. 4лучик. Сценка «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» (белка, волк, медведь, ёж, сова) Воспитатель: — Прогуливалась однажды белка Глаша по лесу. Настроение у неё было озорное как никогда. Вдруг видит волк на поляну вышел. Белка шмыг на ветку от греха подальше, но пропустить волка она просто так не смогла. Крикнула белка сверху: -Волк, а волк, ты чего такой хмурый с утра? -Не понять тебе белка беды моей. Ступай дальше. -Ой, да. Просто ты злой и глупый как никто в лесу, вот отсюда все твои беды. Воспитатель: — Волку так обидно стало от слов белки, что даже скупая волчья слеза выступила на глазах. И бросился волк с поляны, куда глаза глядят. Подальше бы только от такого позора. Белка посмотрела по сторонам: -Хм, странный он какой-то. И поскакала дальше. Воспитатель: — Встретила она вдруг медведя Степана. Тот ходит, цветочки на полянке собирает и красотой лесной любуется. Понюхает их да чихает. -Здравствуй, Степан. -Приветствую тебя Глаша. Апчи. -Ну, ты медведь даешь, вроде бы такой большой зверь, а глупее мухи. Не понятно, что-ли, что ты из-за цветов своих расчихался. -Глупее мухи? Захлопал ушами тут медведь Степан. Прямо в самое сердце ранила своими словами белка Степана. Бросил Степан цветы на землю и побежал в слезах к себе в берлогу. -Что-то нервные все какие-то сегодня. Белка плечами пожала, лапкой махнула да и поскакала дальше. Воспитатель: — А тут ей ежик на встречу, спешит по делам своим. -Ой, ежик куда же ты так спешишь? -Прости, не заметил я тебя, Глаша. Что-то день сегодня не задался. Ни одного грибочка я сегодня не нашел. А у меня план по заготовке. -Ежик, ежик, ну ты и глупый, даже букашки и то, поумнее тебя. Ты поди, сам все грибы собрал, они же еще не выросли. -Ну, знаешь ли ты, — обиделся ежик, и в слезах побежал скорее к себе в норку. Воспитатель: — Тут сова Февронья спустилась с ветки к белке: -Это что же ты творишь сегодня, метешь языком как помелом, уже пол леса до слез довела. -Ну а что я, подумаешь, сейчас пойду и заберу все свои обратно. Велика ли беда. -Она и правда велика. Ведь слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Вон волк от твоих слов на речке топиться собрался. А что с ежиком и медведем стало от твоих глупостей, я уж и не знаю. Воспитатель: — Испугалась белка и бросилась на речку волка из беды спасать. Клялась и божилась, что ни со зла она, сама глупая, сказала не подумав. Стала она у волка прощенья просить. Сделав дело, побежала она скорее к медведю, прощенья у него вымаливать. А потом и к ежику поспешила. И перед ним надо вину свою искупить. С тех пор, прежде чем что-то сказать, белка сначала думала — А СТОТ ЛИ? 5лучик Разгадывание и беседа по картинкам о пословицах. «Бросать слова на ветер» «Зарубить на носу» «Намотай на ус» «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» «Сначала подумай, потом говори» Предполагаемые ответы детей по каждой иллюстрации. Воспитатель: — Молодцы, ребята. Вот сколько пословиц есть в родной речи. 6лучик Игра «Назови ласково» с надувным шариком. Красивая – красивенькая Книга – книжечка Добрый – добренький Милая – миленькая Чисто – чистенько Цветок – цветочек Река – речка Игрушка – игрушечка Кукла – куколка Кружка – кружечка Воспитатель: — Молодцы и с этим заданием мы справились. А теперь послушайте маленькую историю о добром и злом слове. Рассказ о воде с рисом. Как хорошее и плохое слово влияет на структуру воды? Опыт, проделанный японскими учеными с тремя стаканами с рисом, залитым водой, дал следующие результаты: рис, которому говорили добрые и ласковые слова, забродил и стал издавать приятный запах; рис, которому говорили злые и грубые слова, почернел; рис, которому не говорили никаких слов, – загнил. Воспитатель: — Какой можно сделать вывод из этой истории? Дети: — Нужно говорить только ласковые и добрые слова, разговаривать правильно и красиво. Воспитатель: — правильно, молодцы. Закрепление Воспитатель: — Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране Красивой речи. Какое оно? Воспитатель: — Закройте глазки и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё в округе. Итог. - Молодцы, жители этого необыкновенного леса говорят вам: «Огромное спасибо!» и дарят вам угощения за освобожденное солнышко. - А теперь пора возвращаться в группу. Закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка). -Вот и вернулись мы в детский сад и наше занятие закончилось. - Вы сегодня хорошо поработали на занятии (вручение медалей) -Что вам больше всего понравилось? - Что было особенно трудно?
|