Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Активизация речевого подражания
Развитие речи у детей
Автор: Самсонова Евгения Геннадьевна   
30.04.2021 15:12

Активизация речевого подражанияАктивизация речевого подражания

По статистике в последние десятилетия неуклонно растет число дошкольников с нарушениями речевого развития. Ребенок познает окружающий мир в процессе речевой и неречевой деятельности при активном участии взрослого.

В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми, предоставляя им, возможность находится перед экраном телевизора или другого гаджета большое количество времени. При появлении аудиосказок, магнитофонов, различных гаджетов у современного ребенка пропал элемент живого общения, отсюда вытекает неспособность ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. И прежде чем учить ребенка говорить, как считает О.И. Азова, его нужно научить слышать и слушать, чтобы в дальнейшем он мог дифференцировать и анализировать (синтезировать) звуки. Важным моментом является научить неговорящего ребенка потребности подражать взрослому[1].

 

Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки — теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием — ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации речевого подражания, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю".

Способность ребенка подражать движениям, действиям (общее подражание) взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специально-го обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так как на начальном этапе логопедической работы с безречевыми детьми, именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка. На начальном этапе подражание носит не смысловой характер. Мы стараемся добиться от ребенка повторения любого действия (хлопки, звуки,) вместе со взрослым или по его просьбе.

Для того чтобы информация дошла до ребенка, он должен слышать, видеть и ощущать телом, то есть в речи участвуют три анализатора: слуховой, зрительный и тактильный.

  1. Слуховой анализатор. Если у ребенка нарушено понимание обращенной речи, то инструкция должна быть максимально точная и короткая. Если ребенок со сниженным пониманием речи не выполняет задание, значит взрослый не донес информацию до ребенка правильно.
  2. Зрительный анализатор. Чтобы инструкция была понятна, взрослый должен находиться в поле зрения ребенка, должен быть зрительный контакт (фокус внимания).
  3. Тактильный анализатор. В настоящее время существует концепция, что звук воспринимается не только ухом, но и всем телом. Когда взрослый общается с ребенком, он опирается на две опоры – это ритм и воздушная струю. Не важно, на каком расстоянии находятся ребенок и взрослый, в результате разговора взрослый создает воздушную струю, она доходит до ребенка и ощущается всеми рецепторами вашего тела. Улла Кислинг считает, что каждая клеточка (рецептор) передает информацию в мозг, в том числе информацию о речи. Очень важно читать детям, разговаривать с ними это улучшает понимание обращенной речи. Необходимо дать тактильную опору, ощущения[3].

Речевое подражание (звукоподражание) — это способность ребенка повторять за взрослым произносимые им звуки, слова, фразы.

По мнению Н.С. Жуковой: «Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед. Речь взрослого должна быть правильной, понятной; артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно; взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов; взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители» [2, с. 14].

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Рассмотрим этапы развития речевого подражания. Вначале ребенок повторяет отдельные звуки, несущие смысловую нагрузку. Затем переходит к повторению аморфных слов (звукоподражаний) несущих собственную смысловую «начинку». Повторение слов начинается с простых коротких слов. По мере развития речи ребенок учится произносить двух– или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. На данном этапе не важно звукопроизносительное качество слов. Главное, это накопление, расширение и обогащение словарного запаса. Поэтому слова могут слышаться в виде: звукоподражаний, звукокомплексов, кусочков слов или даже совершенно непохожих на слово сочетаний звуков. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития! И наконец переходим к повторению коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе – 2–3 слова). Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Комплекс занятий с неговорящими детьми дошкольного возраста предусматривает:

  1. Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
  2. Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
  3. Различение картинок животных, птиц и их детенышей, Понимание действий и признаков предметов;
  4. Различение цвета, формы и величины предметов;
  5. Выделение одной игрушки из нескольких;
  6. Развитие конструктивного праксиса;
  7. Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
  8. Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

Список литературы

  1. Азова О.Н. Азы речи. Я учусь слушать и говорит (/ О.Н. Азова. – Москва: Грифон, 2020. – 37с.
  2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с.
  3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. – 7-е изд. – Москва: Теревинф, 2019. – 240 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год