Активизация речевого подражания |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Самсонова Евгения Геннадьевна | |||
30.04.2021 15:12 | |||
Активизация речевого подражания По статистике в последние десятилетия неуклонно растет число дошкольников с нарушениями речевого развития. Ребенок познает окружающий мир в процессе речевой и неречевой деятельности при активном участии взрослого. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми, предоставляя им, возможность находится перед экраном телевизора или другого гаджета большое количество времени. При появлении аудиосказок, магнитофонов, различных гаджетов у современного ребенка пропал элемент живого общения, отсюда вытекает неспособность ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. И прежде чем учить ребенка говорить, как считает О.И. Азова, его нужно научить слышать и слушать, чтобы в дальнейшем он мог дифференцировать и анализировать (синтезировать) звуки. Важным моментом является научить неговорящего ребенка потребности подражать взрослому[1].
Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки — теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием — ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации речевого подражания, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Способность ребенка подражать движениям, действиям (общее подражание) взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специально-го обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так как на начальном этапе логопедической работы с безречевыми детьми, именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка. На начальном этапе подражание носит не смысловой характер. Мы стараемся добиться от ребенка повторения любого действия (хлопки, звуки,) вместе со взрослым или по его просьбе. Для того чтобы информация дошла до ребенка, он должен слышать, видеть и ощущать телом, то есть в речи участвуют три анализатора: слуховой, зрительный и тактильный.
Речевое подражание (звукоподражание) — это способность ребенка повторять за взрослым произносимые им звуки, слова, фразы. По мнению Н.С. Жуковой: «Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед. Речь взрослого должна быть правильной, понятной; артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно; взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов; взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители» [2, с. 14]. Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки. Рассмотрим этапы развития речевого подражания. Вначале ребенок повторяет отдельные звуки, несущие смысловую нагрузку. Затем переходит к повторению аморфных слов (звукоподражаний) несущих собственную смысловую «начинку». Повторение слов начинается с простых коротких слов. По мере развития речи ребенок учится произносить двух– или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. На данном этапе не важно звукопроизносительное качество слов. Главное, это накопление, расширение и обогащение словарного запаса. Поэтому слова могут слышаться в виде: звукоподражаний, звукокомплексов, кусочков слов или даже совершенно непохожих на слово сочетаний звуков. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития! И наконец переходим к повторению коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе – 2–3 слова). Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Комплекс занятий с неговорящими детьми дошкольного возраста предусматривает:
Список литературы
|