Выступление на городском объединении для воспитателей «Раннее детство» Тема: «Речь в повседневном общении и в совместной деятельности детей раннего возраста». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Попова Людмила Александровна | |||
24.06.2015 13:57 | |||
Выступление на городском объединении для воспитателей «Раннее детство» Тема: «Речь в повседневном общении и в совместной деятельности детей раннего возраста». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №26 «Радуга» города Дубны Московской области Подготовила воспитатель второй квалификационной категории Попова Л.А. На третьем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребёнок начинает прислушиваться к тому, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольное образовательное учреждение.
Теперь уже родители вместе с воспитателем помогают ребёнку овладеть речевыми навыками:
Словарный запас ребёнка 2-2, 5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3, 5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами. Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания. (Дид. Игра «Игрушки. Мишка».) Усложняется и функция обобщения в речевой практике ребёнка: слово приобретает собирательное значение (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и т.п.). Чтобы помочь малышу овладеть собирательными именами существительными, функцией обобщения в речи, необходимо ставить его в различные ситуации в системе разнообразных связей и отношений, в разных видах деятельности. Так знакомые слова «оживают» в ассоциациях, возникших на основе личного опыта. В этом возрасте дети уже способны помнить не только недавнее, но и более отдаленное прошлое, поэтому в своей речи они опираются на память, воображение, развивающееся наглядно – образное мышление. Расширяя значение слов (в доступных ребёнку пределах), учите высказывать элементарные суждения. Для этого чаще задавайте ребёнку вопросы, они позволят выстроить «логику» вашего диалога с ним, помогут постепенно перейти от частного к общему. Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить ребёнка хорошо произносить звуки, отчётливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, интонацию, говорить выразительно), необходимо развивать слуховое восприятие. Специалисты рекомендуют начинать работу по воспитанию звуковой культуры речи с уточнения и закрепления правильного произношения звуков. Вначале это гласные звуки (а, у, и, о) и простые в артикуляционном отношении согласные (м, п, б, ф, в). Конечно, такие занятия должны проходить в игровой форме, чтобы малышу было не скучно повторять звуки и слоги: «у-у-у» — паровоз; «в-в-в» — пропеллер самолёта; «би-би-би» — машина; «му-му-му» — телёночек и т.п. Затем нужно закрепить отработанные звуки, обращая внимание на то, как они произносятся в словах. Важно, чтобы не только звук, но и всё слово звучало чётко и внятно. Дальнейшее закрепление звуков и слов происходит во фразовой речи. Учите чёткому произношению слов в произношении. Родителям необходимо знать о том, что речевые возможности маленьких детей индивидуальны: что удаётся одним, не под силу другим. И это понятно: голосовой аппарат малышей третьего жизни ещё недостаточно окреп. Вы заметили, что в речи вашего ребёнка присутствует торопливость, он не умеет регулировать громкость речи? Тогда используйте речевые задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Учите произносить слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), правильно пользоваться интонационными средствами выразительной речи. Не забывайте, что поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, пестушки, присказки, сказочки, небылички и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребёнка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста ребёнок должен слышать произведения устного народного творчества. Таким образом, если вы с самого рождения ребёнка заботились о его речевом развитии, то к 2 годам он будет пользоваться трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения, в 2 года 6 месяцев сможет говорить предложениями, состоящими более чем из трёх слов, а в 3 года использовать в своей речи сложные предложения.
|