Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».
Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с ОВЗ. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников в образовательной деятельности претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.
Скачать конспект
Поэтому, в 2020-2021 учебном году в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нами был разработан и запущен в реализацию большой, долгосрочный (август-май), групповой проект «Лесными тропинками», основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, детей и их родителей.
Технология проектирования — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть технологии проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Направлена познавательная деятельность дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Проект в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нашего детского сада состоит из краткосрочных проектов (1 в месяц 1 неделя), которые планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем и комплексно-тематическим планированием ДОУ. Проект достаточно объемный и мы очень надеемся, завершить его успешно.
Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания
Задачи:
- воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, бережное отношение к родной природе
- формировать и обобщать элементарные представления о лесе и его обитателях
- обогащать речь детей словообразованиями и словосочетаниями, монологической и диалогической речью
- развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!
1 этап реализации проекта – подготовительный – постановка проблемы и определение ее актуальности:
- проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в проектную деятельность
- анкетирование родителей.
2 этап – организационный- сбор информации и материала по проблеме:
- подбор и изучение методической и художественной литературы
- выбор проблемных заданий, речевых ситуаций и методический приемов, побуждающих детей употреблять определенные слова, словосочетания и предложения
- подбор дидактического и наглядного материала
- подбор материала для оформления информационных стендов для родителей
3 этап – основной
- составление плана мероприятий
- создание предметно- пространственной среды
- организация деятельности дошкольников и их родителей.
Ожидаемые результаты
- у детей за счет обогащения активного словаря стал более совершенным грамматический строй речи
- у детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности
- у детей сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру
План мероприятий проекта (месяц, название, итоговое событие, формы работы.)
Август «Лесные шорохи»:
- экскурсия в парк «Сказка»
- ознакомление с пословицами и поговорками о лесе, растениях и обитателях леса
- ознакомление с деревьями, растущими в лесу
- сбор природного материал и изготовление коллективной поделки «Лесные тропинки»
- слушание и пение русской народной песни «Ах. ты береза»
- логопедическое упражнение «В лесу»
- самомассаж шариками су-джок «Ежик».
Сентябрь «Осень»:
- создание альбома «Гербарий из осенних листьев»
- беседы: «Деревья осенью», «Как мы грибы искали»
- чтение художественной литературы по теме
- рисование «Осенняя березка». «Кисть рябины»
- д/и «Узнай и назови дерево», «Что лишнее». «Что в моей корзинке
- музыкально- ритмические движения
- Штраус «Вальс осенних листочков»
- логопедическое упражнение «Листочки»
- пальчиковая игра «Дождь».
Октябрь «Дикие животные»:
- создание макета «Обитатели леса»
- беседы о животных, обитающих в наших лесах, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу
- оригами-животные
- д/и «Загадки-отгадки»
- дыхательная гимнастика «Кто пасётся на лугу»
- пальчиковая гимнастика «Белка»
Ноябрь «Птицы леса»:
- лепбук «Зимующие птицы»
- наблюдение за птицами на кормушке
- рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни
- беседы: «Какие бывают птицы», «Куда улетают птицы», «Наши друзья пернатые»
- составление сюжетного рассказа по теме «Как мы кормили птиц»
- рисование «Снегири»
- слушание «Голоса птиц»
- упражнение на дыхание «Ворона»
- распевка «Андрей – воробей».
Декабрь «Маленькой елочке холодно зимой»:
- выставка «Ёлочка»
- рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
- беседа «Пришла красавица зима»
- музыкально – ритмическая игра «Мы пойдем сейчас направо
- логопедическое упражнение «Ёлка»
- пальчиковая гимнастика «Мы во двор пойдем гулять».
Январь «Лесная сказка»:
- целевая прогулка в зимний лес и создание фотоальбома
- рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
- наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы
- слушание Чайковский П.И. «Времена года» «Зима»
- логопедическое упражнение «Зима».
Февраль «Подводный мир»:
- Создание коллекции ракушек, морских камушек
- рассматривание картин и книг обитатели подводного мира
- беседа на тему: «Водоемы родного города» 4
- чтение художественной литературы
- рассказы и загадки о рыбах
- лепка Обитатели морей и океанов
- д/и лото «Подводный мир»
- шумовой оркестр «Добрый маляр»
- су-джок «Черепаха»
- пальчиковая гимнастика «Рыбка»
- п/и со словами на звук «Ц» «Цапля на охоте».
Март «Весна. Лесные цветы и травы»:
- выставка книжек-малышек «Лесные цветы и травы»
- наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
- рассматривание картин по теме весна
- беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»
- чтение художественной литературы
- описательный рассказ по теме «Расскажи о весне»
- лепка «Весенняя веточка вербы»
- д/и «Сравни и найди», «Бывает – не бывает»
- слушание Вивальди «Весна»
- су- джок «Зайки на лужайке»
- д/и «Полевые и садовые цветы».
Апрель «Земля наш дом родной Наблюдения за насекомыми»:
- природоохранная акция совместно с родителями
- беседа: «Чистый воздух и вода – богатство страны»
- чтение художественной литературы
- ди «Вставь пропущенное слово»
- рисование по мотивам мультфильма «Лунтик и его друзья»
- пение Владимир Шаинский «Кузнечик»
- пальчиковая игра «Паучок»
- упражнение на звукопроизношение «Жуки», «Комар».
Май «Праздник леса»:
- целевая прогулка в лес
- д/и «Где живут обитатели леса», «Что лишнее» «Чьи следы»
- рассматривание репродукций картин
- рисование «Прогулка в лес»
- прослушивание Эдвард Григ «Бабочка», русская народная песня «Кукушечка»
- пальчиковая игра «Ветер».
Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.
Технология проектирования с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации принципа личностно-ориентированного подхода к детям, учитывая их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей.
Список использованной литературы:
- Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Путешествие в лес» познавательный проект для детей 5-7 лет с ОНР, «ТЦ Сфера», 2018г.
- Технология развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. https: //pedagogcentr. ru/publication/3/35/2727
|