Мастер-класс на тему: «Дидактические игры по речевому развитию дошкольников в помощь воспитателям» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ладыгина Татьяна Алексеевна | |||
30.03.2021 02:16 | |||
Мастер-класс на тему: «Дидактические игры по речевому развитию дошкольников в помощь воспитателям» Правильная речь — важное условие в развития личности ребёнка. Решить эту задачу помогают дидактические игры. Дидактическая игра – средство обучения, при котором обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В зависимости от использования дидактического материала, дидактические игры традиционно разделяются на три группы: словесные, настольно-печатные и игры с предметами. Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с разными предметами и игрушками, озвучивать (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).
Настольно-печатные игры (парные картинки, домино, лото и др.). Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Словесные игры не дают зрительную опору, тактильные ощущения, поэтому должны сочетаться с шуткой, занимательностью или увлекательным сюжетом. Цель мастер-класса: подобрать образцы дидактических игр, направленных на развитие речи детей, продемонстрировать варианты подбора дидактического материала соответствующего возрасту. 1. Словесная игра «Экскурсовод» Правила игры: педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на обратной стороне картинки. Задача ребёнка — рассказать о том месте, которое изображёно на карточке, как можно интереснее, доступнее. Дидактический материал: картинки с изображением детского сада, магазина, бассейна, детской площадки, школы. Логопед: Предлагаю заменить дидактический материал на другой, более соответствующий возрасту и словарному запасу. Каждый воспитатель побывал в роли экскурсовода. Дидактический материал: архитектурные памятники и скульптуры Твери и Тверской области. 2. Словесная игра «На вопросы не зевай, очень быстро отвечай». Правила игры: педагог читает начало предложения-загадки, дети дополняют словом- отгадкой. - Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка. - Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова. - Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук. - Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей. Логопед: -Предлагаю поиграть в словесную игру. Рассказать про наших деток. Я начну фразу, а вы, продолжите её. Если ребенок — это сказочный герой, то какой … Если ребенок — это цветок, то какой … Если ребенок — это планета, то какая … Если ребенок — это геометрическая фигура, то какая … Если ребенок — это подарок, то какой… Если ребенок — это наряд, то какой… Если ребенок — это настроение, то какое… 3. Предметная игра «Магазин» Правила игры: атрибуты могут использоваться как для С.Р игры «Магазин». Чтобы купить предмет нужно подробно описать его, не произнося название предмета. Логопед: предлагаю педагогам принять участие в игре, рассказать о том, что бы вы хотели приобрести или собираетесь в ближайшее время. 4. Следующая игра «Эстафета» Правила игры: ведущий говорит слово (существительное), игроки подбирают прилагательные, передавая эстафетную палочку. Ведущий может остановить игру, и к последнему прилагательному предложить подбирать существительные. 5. Настольно-печатные игры «Ходилки». Дидактический материал может быть подобран на любую тему: «Сказки», «Профессии», «Фрукты, овощи», «Звук» и др. Правила игры: участники по очереди кидают кубик и «ходят» по дорожке на столько шагов, сколько точек выпало на кубике. Задания в игру «Ходилке» могут быть различные: «персонажи сказок», «угадай, чья тень», «сколько слогов», «назови первый звук» и др. Дидактические игры универсальны тем, что их можно использовать в работе с детьми любого возраста. Можно играть в одну и ту же игру с детьми разных возрастов, если правильно подбирать материал соответствующий уровню развития.
|