Использование методов мнемотехники в обучении детей связной речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Марушева Екатерина Александровна Морева Маргарита Васильевна | |||
24.03.2021 11:14 | |||
Использование методов мнемотехники в обучении детей связной речи. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д. Ушинский Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Мы считаем, что это можно сделать с помощью мнемотехники. Мнемотехника- это система методов и приемов, облегчающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Запоминается лучше то, что хорошо представлено, что хорошо осознано, с чем производим операцию, что удалось связать, увязать, привязать. Лучше запоминание происходит в перекодированном виде, так как перекодирование рождает образное восприятие. На основе мнемотехники дети эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят тексты рассказов, сказок, стихотворений, создают речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы. В своей работе мы используем приемы запоминания. Это позволяет развивать: внимание, образное мышление, способность к визуализации, воображение, включить в работу оба полушария головного мозга. Метод – связка, опора. Даем детям набор слов и предлагаем их запомнить. Слова обязательно должны быть образные. Метод – ассоциативный тренинг. Он заключается в том, что надо найти общую суть у разных явлений. Метод – трансформация – пластилиновый мультфильм. Приемы Рацио — техники –то есть рационально, логично, последовательно. Это приемы для левополушарных (развитие логического мышления) Метод перекодирования. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейшими мнемоквадратами, последовательно переходим к более сложным мнемотаблицам – 9 клеточным и 16 клеточным. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, цифр, букв, слогов, геометрические фигур. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов. Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Коллаж — это один из способов мнемотехники подачи информации. Мы их широко используем в практической работе с детьми. С их помощью формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Открытки — вид подачи информации. Открытки подбираем четкие, образы жизненные, включаем цифры, буквы, слоги Необходимо выдерживать масштабы изображений –не мелкие открытки. Открытки на занятиях не повторяются. Не менее 200 открыток на год. Свою работу мы строим Мы работаем по правилу, ребенок испытывает радость от занятий только в тех случаях, если ему это интересно, если у него что-то получается, если его понимают, если его принимают таким, каков он есть.
|