Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мохнова Наталья Борисовна | |||
21.03.2021 06:23 | |||
Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ». Цель: развитие словесного творчества детей с помощью игр ТРИЗ, знакомство с моделью составления лимерика и упражнение в создании рифмованных текстов. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Предметно-пространственная среда:
Материал:
Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательная, социализация, восприятие художественной литературы, двигательная. Используемые современные образовательные технологии:
Ожидаемые результаты:
Ход НОД: Вхождение в занятие. Воспитатель. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь. Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом. (Слышится мяуканье) Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый, пушистый котёнок сидит у меня на руках. Хотите его погладить? (Ответы детей: да, гладят.) Воспитатель. Мы уже не раз говорили с вами о котах, кошках и котятах. Мы читали с вами удивительные рассказы и стихи об этих милых животных: «Васька» (по книге К. Д. Ушинского «Родное слово»), «Удивительная кошка», «Котята», «Перчатки», «Кот и мышонок», «Кискино горе». Постановка проблемно — игровой ситуации. Воспитатель. Посмотрите, кажется, наш котёнок плачет. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Воспитатель. Похоже он действительно голодный. Давайте угостим его сосиской. (Перед котёнком ставится игрушечная тарелочка с сосиской). Пока он кушает, давайте вспомним известное стихотворение Б.Заходера «Кискино горе». Давайте прочтём его для котёнка, он, наверное его никогда не слышал. А прочтём мы его в виде игры «Доскажи словечко». Послушайте правило: я читаю стихотворную строчку, а на последнем слове останавливаюсь и произношу только первый его слог. Ваша задача — договорить слово до конца. Готовы? Тогда начнём: Плачет киска в ко (ридоре), У неё большое го (ре). Злые люди бедной ки (ске) Не дают стащить со (сиски). Воспитатель. Молодцы, ребята! А как вы поняли, почему у киски горе? (Ответы детей: злые люди бедной киске не дают украсть сосиски.) А что ещё любит кушать киска? (Ответы детей: лакать молоко из блюдца, есть рыбу, ловить мышей, кушать яйцо и сметану.) А как называются детёныши кошки? (Ответы детей: котята.) Правильно, кошка у нас какая? (Ответы детей: большая), а котята какие? (Ответы детей: маленькие.) А что малыши любят делать? (Ответы детей: играть.) Вспомните, а чем любят играть котята? (Ответы детей: бантиком, клубком, мячиком.) Одним словом, тем, что движется. А почему они играют с этими предметами, особенно, когда они находятся в движении? Кого ловят маленькие котята? (Ответы детей: мышку.) Воспитатель. Молодцы! А давайте и мы сей час с вами немного поиграем в подвижную игру «Кошки-мышки» (воспитатель надевает маску кота на одного из детей, а остальные – мышки). Наш кот крепко спит. А мышата будут подходить к коту со словами: Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час: «Раз, два, три, четыре,» - Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мыши вон. После этих слов кот просыпается и догоняет мышей. Мыши бегут за линию, обозначенную цветным скотчем. Это их дом. (Игра повторяется несколько раз). (Дети садятся на стулья). Воспитатель. Скажите, а вы хотите вместе со мной стать поэтами и тоже научиться сочинять стихи про котят? (Ответы детей) Наше стихотворение будет состоять из 5 строчек. Покажите все свои 5 пальцев: один, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы). А сейчас давайте поиграем. Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка». (Повторяйте за мной слова и движения). Воспитатель. Молодцы! Как я уже сказала наше стихотворение будет состоять из 5 строк. Такое стихотворение называется лимерик и строится оно особым образом.) Воспитатель. В 1-ой строчке мы всегда будем говорить о нашем госте котёнке. Звучать она будет так: «Жил-был (кто?) …». (Ответы детей: котёнок). Давайте повторим её ещё раз все вместе. (Жил-был котёнок.). Молодцы! Во 2-ой строке мы должны будем сказать, какой он, сравнить его с кем-то. Воспитатель. А для того, чтобы это у нас получилось, я приготовила для вас игру «Чей малыш?». Посмотрите, к доске прикреплены изображения 5-ти животных с их детёнышами. Давайте их назовём. (Только не забывайте, что это мамы: не тигр, а тигрица.) Кого вы видите на 1-й картинке? (Ответы детей). Правильно. А как называется малыш тигрицы? (Ответы детей) А у медведицы? (Ответы детей. А у львицы? (Ответы детей). А у свиньи? (Ответы детей). А у лисы? (Ответы детей.) Молодцы! Всё верно. Воспитатель. А сейчас давайте попробуем сочинить две строчки про котёнка и тигрёнка. Скажите, какой тигрёнок? (Ответы детей: маленький, дикий, полосатый.) А какое из этих слов относится только к тигрёнку? (Ответы детей: полосатый) Давайте сравним теперь котёнка с тигрёнком: Жил-был котёнок. (Какой?) Полосатый, как (кто?) …тигрёнок. Воспитатель. В 3-й строке мы должны сказать, что он делал. А как вы думаете, что нравится делать котятам? (Ответы детей: играть, гулять, есть сосиски, пить молоко.) Давайте попробуем сочинить 3-ю строку: Ему нравилось (что делать?) … (Ответы детей: играть) Воспитатель. В 4-й строке мы скажем, с кем общался котёнок? (Ответы детей: со мной, с бабушкой, с мамой.) А как он с вами играет? (Ответы детей: бежит за мной, за бантиком, за игрушкой, хватает за ноги и др.) На каком варианте остановимся? (Не забывайте, что «играть» должен рифмоваться с вашим обозначением действия). (Ответы детей: хватать). А кого он хватал за ноги: тебя, маму, бабушку и др.? (Ответы детей: меня). Вот у нас и появилась 4-ая строчка: «Меня за ноги хватать». Давайте прочтём все четыре строчки нашего стихотворения: Жил-был котёнок. Полосатый, как тигрёнок. Ему нравилось играть, Меня за ноги хватать. Воспитатель. А в 5-й строке мы сделаем вывод. Если котёнок очень любил играть, то, значит, он был какой? (Ответы детей: игривый, подвижный, весёлый, активный.) Молодцы! Пятая строчка у нас будет начинаться со слов: Вот какой был... Повторите. А теперь соедините это начало с выбранным вами словом. (Ответы детей: Вот какой был игривый котёнок.) Молодцы! А теперь давайте прочтём все 5 строк: Жил-был котёнок. Полосатый, как тигрёнок. Ему нравилось играть, Меня за ноги хватать. Вот какой был весёлый котёнок! Над остальными лимериками мы работаем аналогично. Результаты нашего совместного творчества: Жил-был котёнок. Неуклюжий, как медвежонок. Любил он бегать и играть И на пол вещи все ронять Вот какой неуклюжий котёнок! Жил-был котёнок. Лохматый, как маленький львёнок. Он любил царапать когтями дверь: «Ах, какой ты у нас хищный зверь!» - Говорила ему моя мама. Жил-был бездомный котёнок. Грязный, как поросёнок. Его девочка Маша нашла, Помыла и домой принесла. И стал он пушистый котёнок! Жил-был котёнок. Хитрый, как лисёнок. Быстро съест свою сосиску, А потом нюхает пустую миску: «Ах, какой я голодный котёнок!» Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии вы научились сочинять короткие стихи? (Ответы детей). Про кого мы сочиняли лимерики? (Ответы детей: про котят.) Из скольких строк состояло наше стихотворение? (Ответы детей: из пяти.) С какими животными мы сравнивали котят? (Ответы детей: с тигрятами, медвежатами, львятами, поросятами, лисятами.). Воспитатель. Смотрите наш котёнок скушал сосиску (убрать незаметно) и совсем перестал грустить. Я предлагаю вам в память о нашем сегодняшнем госте дома нарисовать рисунок вашего любимого котёнка. Подумайте, на детёныша какого животного он будет похож: внешне или по характеру? Принесите рисунки в детский сад, и мы с вами обязательно сочиним стихотворение про вашего котёнка. А потом соберем все рисунки вместе и создадим альбом. Предлагаю назвать его «Хороши у нас котята». Согласны? (Ответы детей). Тогда спасибо всем за работу, и мы с котёнком будем ждать ваши рисунки для нашего альбома. Занятие подготовили Мохнова Н. Б. и Мамедова А. Я.
|