Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна | |||
02.03.2021 20:44 | |||
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин». Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методические приемы:
Словарная работа: «Жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает». Предварительная работа: Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др Средства реализации: Демонстрационной материал: Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, мнемотаблица, мольберт. Ход занятия I часть. Организационный момент. Воспитатель: посмотрите на своих соседей слева и справа, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам. Артикуляционная и мимическая гимнастика, развитие дыхания: «Голодная лиса» — втянуть щеки «Лиса лакает молоко» — полакать языком «Лиса облизывается» — облизать губы «Лисе нравится молоко» — почмокать губами «Сытая лиса» — надуть щеки Воспитатель: Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес. II часть. Основная часть. Беседа с детьми. Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка: Уважаемые читатели! Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, Её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её … (лиса) Дети: Лиса. (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей). – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Кувшин) (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина). Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Дети: «Лиса и кувшин». Воспитатель: Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? Дети: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др. Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе. Воспитатель: (вопросы детям) 1. Как в сказках называют лису ласково? Дети: Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна. 2. А какой лису в сказках изображает автор? Дети: Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой. 3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? Дети: Нельзя. 4. А почему? Дети: Лисенок – это детеныш. Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню. (Словарная работа). Чтение сказки. Воспитатель: Понравилась вам сказка? Дети: Да, понравилась. Беседа по содержанию Воспитатель: О ком была эта сказка? Дети: Сказка была о Лисе. Воспитатель: Кто пришел в поле? Дети: В поле пришла Баба. Воспитатель: Что делала баба в поле? Дети: Жала рожь. Воспитатель: Что, кроме серпа, принесла баба в поле? Дети: Баба принесла кувшин. Воспитатель: Что было в кувшине? Дети: В кувшине было молоко. Воспитатель: Для чего баба взяла в поле молоко? Дети: Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. Воспитатель: Куда баба поставила кувшин? Дети: За снопы. Воспитатель: Кто нашел кувшин? Дети: Кувшин нашла лиса. Воспитатель: Что сделала лиса? Дети: вылакала молоко. Воспитатель: Как лиса достала молоко из кувшина? Дети: Всунула в кувшин голову. Воспитатель: Что случилось с лисой? Дети: Голова застряла в кувшине. Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? Дети: Ласковым голосом. Воспитатель: Какие слова она говорила? Дети: «Отпусти меня, пошутил — и будет». Воспитатель: Кувшин ответил лисе? Дети: Нет. Воспитатель: Почему он не ответил? Воспитатель: Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? Дети: Сердитым голосом. Воспитатель: Какие слова она говорила? Воспитатель: Чем заканчивается сказка? Дети: Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином. Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул? Дети: Он наполнился водой и стал тяжелым. Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису. Физкультминутка «Лисонька». Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Лапки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! Повторное чтение с установкой на запоминание. Пересказ. Воспитатель:: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы. Звуковой анализ слова. Воспитатель: А сейчас я предлагаю разобрать слово «Лиса». Но в начал вспомним, какие бывают звуки. Дети: согласные, гласные. Воспитатель: А какие бывают согласные звуки? Дети: Твердые, мягкие. Воспитатель: Какими фишками обозначаем твердые согласные звуки? Дети: Синими. Воспитатель: Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки? Дети: Зелеными. Воспитатель: Какими фишками обозначаем гласные звуки? Дети: Красными. Воспитатель: Кто нарисован на картинке? Дети: Лиса. Воспитатель: Что обозначают клеточки? Дети: Сколько звуков в слове «Лиса». Воспитатель: Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. Дети: «Ль» Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «Ль»? Дети: Язык. Воспитатель: Какой он? Дети: Согласный, мягкий. Воспитатель: Какой фишкой обозначаем? Дети: Зеленой. Воспитатель: Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. Дети: «И» Воспитатель: Когда произносим звук «И», нам что-то мешает во рту? Дети: Нет. Воспитатель: Какой он? Дети: Гласный. Воспитатель: Какой фишкой обозначаем? Дети: Красной. Воспитатель: Какой третий звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. Дети: «С» Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «С»? Дети: Язык, зубы. Воспитатель: Какой он? Дети: Согласный, твердый. Воспитатель: Какой фишкой обозначаем? Дети: Синей. Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. Дети: «А» Воспитатель: Когда произносим звук «А», нам что-то мешает во рту? Дети: Нет. Воспитатель: Какой он? Дети: Гласный. Воспитатель: Какой фишкой обозначаем? Дети: Красной. Воспитатель: Сколько звуков в слове «Ли-са»? Дети: Четыре. Воспитатель: Сколько слогов в слове «Лиса»? Дети: Два слога. Воспитатель: Какой первый слог? Дети: «ли» Воспитатель: Какой второй слог? Дети: «са» Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове? Дети: Два. Воспитатель: Назовите их. Дети: «И», «А». Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове? Дети: Два. Воспитатель: Назовите их. Дети: «Ль», «С». Воспитатель: Какое слово мы с вами разобрали? Дети: Слово «Лиса». III часть. Итог. Воспитатель: - С какой русской народной сказкой мы познакомились? Дети: «Лиса и кувшин». Воспитатель: Кто главные герои сказки? Дети: Баба и лиса. Воспитатель: Какой лиса оказалась в сказке? Дети: Хитрая, жадная. Воспитатель: Чему нас научила эта сказка? Дети: Жадность до добра не доведет. Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить. Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся. Задачи:
Предварительная работа: чтение сказок о лисе ( «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.); – разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок ( «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»); – театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.; – рассматривание иллюстраций к сказкам; – отгадывание загадок о животных; – изготовление заготовок книжек-малышек. Литература:
Демонстрационный материал: предметные картинки: лиса, кувшин. Раздаточный материал: наборы иллюстраций к сказке по количеству детей; заготовки самодельных книжек-малышек по количеству детей; наборы готовых форм для аппликации по количеству детей: баба, лиса, кувшин; клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания клея, клеёнка для наклеивания аппликации по количеству детей. Интеграция с областями: социализация, художественное творчество. ХОД ЗАНЯТИЯ I часть. Организационный момент 1. Воспитатель: (Вместе с детьми стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики, II часть. Основная Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам попала. (Воспитатель показывает книгу) Хотите, я сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что, в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с конвертом? (Ответы детей) (Воспитатель и дети читают письмо) Уважаемые читатели! Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, Её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её … (лиса) (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей). – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Кувшин) (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина). Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Артём, как ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»? Занимайте свои места и слушайте внимательно. 2. Чтение сказки Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов). 3. Беседа по содержанию Вопросы к тексту:
4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку) – А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Выходите на лужок, Становитесь все в кружок. Становитесь по порядку На весёлую зарядку! (Дети с воспитателем становятся в круг на ковре) Воспитатель: Давайте покажем, что лисичка умеет делать. Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны туловища вправо и влево). Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны вперёд с вытянутыми руками). Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким подниманием коленей). Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах). Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки). Другой вариант: Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони над головой) Кто к зарядке не привык? Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким подниманием колен к ладоням) Кто там скачет, интересно? Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с вытянутыми руками) Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте) Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчата убегают! (бег на месте) Вот голодная лиса Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках вверх) Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза) Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под щёку) 5. Дидактическая игра «Разложи по порядку» Воспитатель: Мальчики и девочки, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они все между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на местах.) А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание.
(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить детей, у которых задание не получилось.) 6. Изготовление книжек-малышек Воспитатель: соберите картинки и подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки (показать одну)? Но в книжках наших чего-то не хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей) Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к столу, берите фигурки для наклеивания (показать детям образцы). Вспомните, с чего начиналась сказка, а что происходило потом. Аккуратно пользуйтесь клеем и салфетками. Кто закончил, занимайте места на стульчиках. Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на картинки, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить. 7. Повторное чтение сказки. Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят послушать сказку и посмотреть картинки. Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет послушать сказку в исполнении наших детей. Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы хотите рассказать свою сказку и показать картинки. (Дети рассказывают зрителям. Нерешительных детей можно взять к себе на пересказ.) А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы гостей) Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я думаю, что они бы очень обрадовались. (По желанию детей можно пройти в младшую группу и подарить книжки.) Конспект занятия – игры со сказкой «Лиса и кувшин» для детей 4 – 5 лет (авторская идея и разработка) Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и кувшин», развития речи и моторики речевого аппарата, обогащения активного словаря. Сценарий занятия: 1.Воспитатель читает сказку целиком. 2.Расмотреть вместе с детьми иллюстрации; предложить ответить на вопросы (так лучше запоминается сюжет и усваивается смысл прочитанной сказки); обсудить смысл сложных слов и словосочетаний; 3. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком…» Воспитатель задает вопросы: — Куда пошла баба? — Где баба спрятала кувшин с молоком? 4.Воспитатель показывает образец и предлагает детям собрать изображение кувшина из спичек. 5.Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок, и сказать, кто оставил кувшин, а кто его нашел. 6. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может». Детям предлагаются вопросы: — Кто вылакал все молоко? — Что случилось с лисой? 7. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно». После прочитанного отрывка детям задается вопрос: — Почему голова лисы застряла в кувшине? 8. 9. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин – то утонуть утонул, да и лису за собой потянул». Предложить детям вопросы: — Как лиса решила избавиться от кувшина? — Чем закончилась сказка? — Смогла ли лиса обмануть кувшин? — Придумайте другой конец сказки. (Например, «Будь лиса поумнее, она бы разбила кувшин о камень, а бабе пришлось бы собирать кувшин по кусочкам». 10. Воспитатель обращается к детям с просьбой подарить бабе новый кувшин (дети на трафаретах кувшинов рисуют красивый узор и раскрашивают их). 11. Воспитатель предлагает придумать словосочетания по образцу: Лиса сердитая – лиса радостная Лиса жадная — … Лиса глупая — … У лисы настроение плохое — … 12. После выполненных игровых заданий предложить самостоятельно рассказать сказку с опорой на иллюстрации.
|