Применение интерактивной развивающей среды в работе логопеда и психолога с дошкольниками. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ноздрина Инна Евгеньевна Хубиян Этери Ашотовна | |||
26.02.2021 08:46 | |||
Применение интерактивной развивающей среды в работе логопеда и психолога с дошкольниками.
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1985», ДО «Солнечный город». Авторы статьи обозначают особенности детей старшего дошкольного возраста, наличие которых указывает на необходимость взаимодействия логопеда и педагога-психолога с целью преодоления проблем в развитии ребенка. Рассматривают структуру интерактивной развивающей среды ДОУ в совместной работе указанных специалистов и обосновывают необходимость каждого ее компонента. Ключевые слова: речевое развитие, интерактивная развивающая среда, взаимодействие логопеда с педагогом-психологом Сотрудничество логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста способствует формированию личностной готовности детей с нарушениями в речевом развитии к школьному обучению, успешной социализации и адаптации их в обществе. На основе многолетнего опыта мы обозначили особенности развития ребенка, которые определяют необходимость взаимодействия логопеда и педагога-психолога с данной возрастной категорией детей: одновременное проявление несформированности высших психических функций и недостаточностью речевого развития; несоответствие речевого развития норме в сочетании с низким уровнем самоконтроля или учебной мотивации, проявлением тревожности в ходе общения со взрослыми или детьми.
Доминантная задача логопеда во всех вышеперечисленных случаях заключается в развитии звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия в совокупности с активизацией коммуникативной деятельности воспитанника. Педагог-психолог, в рамках взаимодействия специалистов, акцентирует внимание на формировании произвольности психических процессов ребенка, навыков самоконтроля; развитии навыков взаимодействия и снятии тревожности. Процесс становления речи специалист рассматривает с позиции средства развития интеллекта. Успешное достижение совместно поставленных целей обеспечивает компетентная организация интерактивной развивающей среды и грамотное применение ее компонентов логопедом и педагогом-психологом в ходе работы с конкретным ребенком. Интерактивность развивающей среды заключается в организации условий, обеспечивающих формирование и поддержание обратной связи между участниками взаимодействия, в данном случае, логопеда и или педагога-психолога с воспитанником. С целью организации единой интерактивной развивающей среды для успешной реализации профессиональных задач специалистов, мы, на основе личного опыта, рекомендуем выделить четыре основных зоны, которые наполнены как традиционными, так и инновационными компонентами. Содержание зоны сенсорного развития выполняет две основные функции – релаксационную и стимулирующую. Релаксационная функция обеспечивает обходимый настрой у воспитанников, расслабляя их психологические и физическое состояние. Стимулирующая — направлена на активизацию всех анализаторных систем, способствуя ускорению образования межанализаторных связей. Зона сенсорного развития наполнена аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами природного и искусственного происхождения. Содержание данной зоны содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Лего-уголок рекомендуем оформлять как отдельную зону. Данное предложение обусловлено спецификой конструктивно-игровой деятельности. В ходе занятий с конструктором, которые дети воспринимают как игру, активизируется познавательная деятельность воспитанников, развиваются сенсорная сфера и психические процессы, усидчивость, целеустремленность и умение планировать. Зона применения информационно-коммуникативных технологий представляет собой комплекс дидактического материала на электронных носителях: видео и презентации, стимульные материалы, развивающие игры и специализированные компьютерные программы. Электронный дидактический материал является важным инструментом развития мотивации детей к выполнению заданий и стимулом к осуществлению поисковой и творческой деятельности. Важное значение в интерактивном взаимодействии с воспитанниками имеет содержание зоны с традиционными материалами и инструментами логопеда и педагога-психолога, которая включает в себя детские произведения художественной литературы, иллюстрации, игрушки и развивающие игры, дидактические пособия и инструментарий для развития речевого дыхания, постановки и автоматизации звуков; наборы пальчикового театра и музыкальные инструменты. Данная организация интерактивной развивающей среды ДОУ в работе логопеда и педагога-психолога органично сочетает инновационные и традиционные компоненты, способствует раскрытию существующих возможностей ребенка и насыщена потенциалом для их дальнейшего развития. Рассмотрим потенциал комплексного применения всех зон интерактивной развивающей среды в совместной работе педагога-психолога и логопеда на примере основного этапа интегрированного занятия специалистов по теме «Группировка диких и домашних животных». Цель занятия: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью сенсорной среды, развитие познавательной сферы, связной речи и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Акцентируем внимание на том, что в ходе анализа содержания занятия мы будем говорить не о решении общих образовательных задач, а о специфических задачах работы логопеда и педагога-психолога. Основная часть занятия начинается с работы в зоне информационных технологий, в которой воспитанники на компьютере осуществляют группировку домашних и диких животных. Содержание дидактической игры направлено на развитие лексико-семантических ассоциаций в ходе ответов детей на вопросы: «Как называется?», «Где живет?». Затем воспитанники переходят к сухому бассейну с шариками, в котором спрятаны небольшие фигурки-муляжи домашних и диких животных. Под музыкальное сопровождение дети «купаются» в бассейне и находят фигурки. При выходе из бассейна каждый ребенок называет животное, муляж которого он нашел и определяет его принадлежность к диким или домашним. Отвечает на вопросы: «Понравилось тебе «купаться» в бассейне» и «Почему?». Данное упражнение проводится с целью развития умения детей передавать свое эмоциональное состояние. Продолжение занятия логопед осуществляет в уголке с традиционными материалами. Специалист проводит дидактическую игру с логопедическими карточками «Кого везут в зоопарк», направленную на расширение и обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом «потому что»). Логопед вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного в прорези грузовика, спрашивает воспитанников о том, где обитают эти животные (в дикой природе или рядом с человеком). Детям предлагается перевезти в зоопарк сначала только домашних животных, потом только диких. В заключении основного этапа педагог-психолог проводит лего-терапию с целью развития навыков социальной коммуникации и эмпатии у детей. Специалист предлагает воспитанникам построить домики для домашних животных, которых дети нашли в бассейне, и обустроить уголок природы для диких животных. Опыт нашей совместной профессиональной деятельности подтверждает, что комплексное применение компонентов интерактивной развивающей среды ДОУ способствует созданию единого коррекционно-образовательного пространства и повышает эффективность совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности педагога-психолога и логопеда. Список литературы
|