Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Попова Наталья Викторовна   
24.02.2021 13:37

«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Попова Наталья Викторовна МАДОУ детский сад №4 г. Красноуральск

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте (ФГОС ДО).

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

 

Скачать презентацию

Актуальность и практическая значимость педагогического опыта не вызывает сомнения так как в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Ребёнок не изобретает собственную звуковую систему. Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).

Главная педагогическая идея заключается в том, что осваивая языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности и через эксперимент.

Система работы заключается в развитии словесного творчества и включает все направления над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание рассказов. Систематическая работа, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Работа строится на основе теории технологии ТРИЗ, разработанной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и приёмом «Фантазийного бинома» разработанным известным писателем ДжаниРодари. В своей практике по развитию речевой культуры ребёнка активно применяю дидактическую игру: «Префиксы», с использованием фантазийного бинома. В данном пособии используются карточки с изображением, предметов, объектов и префиксов.

Суть дидактической игры заключается в комбинировании слов с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы. Фантазийный бином — это способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа.

Форма использования фантазийного бинома в дидактической игре «Произвольный префикс»: Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два – три слова без смысловой связи между собой) — по неологизму, полученному из двух слов, объединение префикса с картинкой в одно слово. Обсуждаем новое слово, придумывают название новому предмету, составляют историю про этот предмет, где и для чего они могут быть использованы и зарисовываем новые предметы.

Условия, при которых данный опыт могут использовать другие педагоги, заключаются в качественной интерпретации полученных материалов, в изучении технических факторов, которые обеспечили успех в использовании дидактической игры «Произвольный префикс» для развития речевой культуры ребёнка.

Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов дидактической игры «Произвольный префикс».

Основным принципом дидактической игры «Произвольный префикс» является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, изобретателя, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и по рассуждать когда придуманный объект рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее или глупое. Важнейшим способом общения в дидактической игре «Произвольный префикс» является диалогическая речь, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок» совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

При использовании дидактической игры «Произвольный префикс» с использованием приёма «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактической игры «Произвольный префикс» обогащается словарный запас детей. Дети с удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год