«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Попова Наталья Викторовна | |||
24.02.2021 13:37 | |||
«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Попова Наталья Викторовна МАДОУ детский сад №4 г. Красноуральск Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте (ФГОС ДО). Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Актуальность и практическая значимость педагогического опыта не вызывает сомнения так как в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Ребёнок не изобретает собственную звуковую систему. Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Главная педагогическая идея заключается в том, что осваивая языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности и через эксперимент. Система работы заключается в развитии словесного творчества и включает все направления над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание рассказов. Систематическая работа, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Работа строится на основе теории технологии ТРИЗ, разработанной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и приёмом «Фантазийного бинома» разработанным известным писателем ДжаниРодари. В своей практике по развитию речевой культуры ребёнка активно применяю дидактическую игру: «Префиксы», с использованием фантазийного бинома. В данном пособии используются карточки с изображением, предметов, объектов и префиксов. Суть дидактической игры заключается в комбинировании слов с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы. Фантазийный бином — это способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа. Форма использования фантазийного бинома в дидактической игре «Произвольный префикс»: Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два – три слова без смысловой связи между собой) — по неологизму, полученному из двух слов, объединение префикса с картинкой в одно слово. Обсуждаем новое слово, придумывают название новому предмету, составляют историю про этот предмет, где и для чего они могут быть использованы и зарисовываем новые предметы. Условия, при которых данный опыт могут использовать другие педагоги, заключаются в качественной интерпретации полученных материалов, в изучении технических факторов, которые обеспечили успех в использовании дидактической игры «Произвольный префикс» для развития речевой культуры ребёнка. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов дидактической игры «Произвольный префикс». Основным принципом дидактической игры «Произвольный префикс» является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, изобретателя, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и по рассуждать когда придуманный объект рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее или глупое. Важнейшим способом общения в дидактической игре «Произвольный префикс» является диалогическая речь, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок» совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. При использовании дидактической игры «Произвольный префикс» с использованием приёма «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактической игры «Произвольный префикс» обогащается словарный запас детей. Дети с удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
|