Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте.
Развитие речи у детей
Автор: Жижакина Наталья Витальевна   
08.01.2021 21:41

Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте.Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте.

С мамой весело играя,
мы речь развиваем!

  • учитель- логопед Наталья Витальевна Жижакина

Детская игра не просто времяпрепровождение, но и большой труд, способ постижения мира. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, учится новому и приобретает свой первый жизненный опыт. Предлагаем Вам в помощь, уважаемые будущие мамы, подборку развивающих игр.

 

Скачать конспект

Первый год жизни.

0 — 1месяц (период новорождённости)

Первые игры, способствующие развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания., и установлению прочной эмоциональной связи с родителями.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

"Hенаглядненький"- наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его, ласково приговаривая:

* Ой, мой маленький, — Ах ты, моя девочка
Ненаглядненький, Золотая белочка,
Мой хорошенький, Сладкая конфеточка,
Мой пригоженький. Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек
Пшеничный колосочек
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек

Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов "комплекса оживления".

1-3 месяца (младенчество)

«Кривлялки». Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Сначала кроху это забавляет, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом так же обыгрываем другие части тела.

«Яркие носочки». Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Прячьте лицо за ладошками, приговаривая, «ку-ку» Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил – повторите снова.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца- 1 год (грудной возраст)

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам. Здесь важны ваши эмоции.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

«Бибабо». Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает.

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз.

«Прятки в манке», «Рисование манкой». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски, под наблюдением мамы.

Второй год жизни.

На первом плане предметные игры.

Сенсорные игры

  • с водой: вылавливание и перекладывание ситом (позже сачком, поварёшкой) из воды плавающие или тонущие предметы: пробки, шарики, камешки, бумажные шарики, резиновые игрушки); переливание в различные ёмкости и др.;
  • с тестом: месим, лепим, раскрашиваем крупными акварельными кисточками;
  • с подручным материалом:
  • Аппликации крупами, фасолью, макаронами
  • Раскладывайте небольшие предметы по ячейкам (для игры хорошо подойдет форма для льда или палитра. В их ячейки можно складывать небольшие камушки, пуговки или любую другую мелочевку, желательно, однородную, т.е. только пуговицы или только камушки. С детьми чуть постарше в форме для льда или коробках из-под конфет ряды из камушков можно выкладывать по цветам
  • Чистить вареное яичко
  • Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
  • Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
  • Проталкивать монеты в копилку
  • Выбирать из крупы небольшие предметы
  • Осваивайте орудийные действия (с молоточком, забивая шарики в дырочки, насыпать песок совочком в ведро, учиться самостоятельно кушать ложкой)
  • Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п. (в этом возрасте весьма уместны развивающие сенсорные коврики, которые при желании можно сделать самостоятельно).
  • Катайте машинку по импровизированным дорогам, горкам, с грузом и без. Научите малыша нагружать в машину-грузовик кубики и отвозить их по месту назначения.

Моторные игры

  • пальчиковая гимнастика, жестовые игры:
  • Пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками
  • Сминайте, рвите, бросайте бумагу, фольгу или вату
  • Игры с мелкими предметами: с бусинами, шнурками, замочками и т.п.

массаж пальчиков, рисование; лепка);

  • Играйте с самыми простыми рамками- вкладышами
  • Колпачки и пирамидки различные по форме, цвету, размеру
  • Разнообразные игрушки-сортёры
  • «танцуем и поём» (логоритмика для самых маленьких);
  • игры-забавы с родителями: игра в «Лошадку”, “Самолет”, “Догонялки”, «В прятки» и др.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь Вы, как обычно, должны сделать выбор из двух вариантов: либо запретить ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо показывать и объяснять ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убрать наиболее опасные предметы из его зоны доступа.

Третий год жизни.

К двум годам ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру. На этом этапе важно проговаривать все действия, совершаемые с ребёнком.

Направления развития речи ребенка

третьего года жизни:

  • Игры на расширение пассивного словаря нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать вас, книги, которые вы ему читаете, и окружающий мир в целом ( «Загадки». «Найди одинаковое»);
  • В активный словарь будут добавляться слова, с помощью которых малыш сам будет с вами общаться ( «Рифмы», Кто где живет», «Собираемся гулять» 0.
  • Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний ( «Где карандаш?», «Отвечаем на вопросы»)
  • Слуховое внимание и фонематический слух помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет (например, различать звуки, которые издают разные музыкальные инструменты, животные и т.п.) и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис): ( «Три медведя», «Далеко – близко», «Громко-тихо-шёпотом», «Находилки»);
  • Правильное речевое дыхание делает нашу речь плавной, помогает регулировать громкость голоса. А потому игры для развития речи в 2 года подразумевают и дыхательные упражнения (Кто дальше», «Буря», «Ветерок» и др.);
  • Игры на развитие мелкой моторики заставляют лучше работать отделы мозга, отвечающие за речь ( «Бусы», «Дорисуй», игры с пластилином);
  • Хорошо развитая артикуляционная моторика даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются (артикуляционные сказки для малышей).

В этом возрасте дети хорошо осваивают сюжетно-ролевые игры. Наблюдая за родителями и окружающими их людьми, они охотно подражают ситуациям из взрослой жизни. Играйте со своими малышами, уважаемые родители! Всю любовь и терпение, заложенные при помощи игры, детки непременно вернут Вам, когда подрастут. Это далеко не все игры, которые подходят для развития детей от 0 до 3-х лет. Однако если вы будете использовать хотя бы их, непременно заметите положительный результат. Ваш малыш легко освоит родную речь, а вместе вы получите еще больше радости от процесса общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год