Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Жижакина Наталья Витальевна | |||
08.01.2021 21:41 | |||
Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте. С мамой весело играя,
Детская игра не просто времяпрепровождение, но и большой труд, способ постижения мира. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, учится новому и приобретает свой первый жизненный опыт. Предлагаем Вам в помощь, уважаемые будущие мамы, подборку развивающих игр.
Первый год жизни. 0 — 1месяц (период новорождённости) Первые игры, способствующие развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания., и установлению прочной эмоциональной связи с родителями. «Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще. «Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик. «Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики. "Hенаглядненький"- наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его, ласково приговаривая: * Ой, мой маленький, — Ах ты, моя девочка Ой ты, мой сыночек Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов "комплекса оживления". 1-3 месяца (младенчество) «Кривлялки». Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Сначала кроху это забавляет, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ. «Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом так же обыгрываем другие части тела. «Яркие носочки». Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором. «Ку-ку». Прячьте лицо за ладошками, приговаривая, «ку-ку» Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком. «Хвать!». Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил – повторите снова. «Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша. 3 месяца- 1 год (грудной возраст) Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам. Здесь важны ваши эмоции. «Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина. «Бибабо». Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка. «Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку? «Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. «Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…» «Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!» «Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. «Прятки в манке», «Рисование манкой». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски, под наблюдением мамы. Второй год жизни. На первом плане предметные игры. Сенсорные игры
Моторные игры
массаж пальчиков, рисование; лепка);
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь Вы, как обычно, должны сделать выбор из двух вариантов: либо запретить ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо показывать и объяснять ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убрать наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Третий год жизни. К двум годам ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру. На этом этапе важно проговаривать все действия, совершаемые с ребёнком. Направления развития речи ребенка третьего года жизни:
В этом возрасте дети хорошо осваивают сюжетно-ролевые игры. Наблюдая за родителями и окружающими их людьми, они охотно подражают ситуациям из взрослой жизни. Играйте со своими малышами, уважаемые родители! Всю любовь и терпение, заложенные при помощи игры, детки непременно вернут Вам, когда подрастут. Это далеко не все игры, которые подходят для развития детей от 0 до 3-х лет. Однако если вы будете использовать хотя бы их, непременно заметите положительный результат. Ваш малыш легко освоит родную речь, а вместе вы получите еще больше радости от процесса общения.
|