Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Завьялова Виктория Вячеславовна, Соколова Светлана Евгеньевна | |||
29.12.2020 18:19 | |||
Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)
МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Использование песочной терапии дает положительные результаты:
Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны их следы. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. В программе по игропескотерапии «Путешествие к звукам» подчеркивается важность профилактической работы по охране голоса: воспитания у детей умений избегать крика, резких шумовых реакций, управлять силой голоса (на занятиях отвечать достаточно громко, чтобы было слышно окружающим). Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия». Задачи:
Программа включает в себя организацию психологического и логопедического сопровождения деятельности ДОУ, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Содержание программы коррекционно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников, спецификой ДОУ и ФГОС ДО. В средней группе (5-й год жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков [С, З, Ц], шипящих [Ш, Ж], аффрикат [Ч, Щ], соноров [Л, Р]. У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове. В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой воспитания и обучения» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении необходимо приучать детей говорить достаточно громко и тихо, не торопясь и быстро в зависимости от ситуации общения, от содержания высказывания. Направления в работе по профилактике звукопроизношения у детей 4-5 лет
Условия реализации программы Непосредственно-образовательная деятельность кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» осуществляется в кабинете педагога-психолога. Площадь кабинета составляет 12. м2. В кабинете имеется необходимое оборудование:
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Площадь кабинета позволяет проводить занятия в подгруппах до 6-7 человек. Структура непосредственно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии
Планируемый результат освоения дополнительной образовательной программы К концу учебного года, обучающийся приобретает следующие умения и навыки:
Использование песочной игротерапии в работе над формированием правильного произношения и осознанной автоматизацией звуков дает положительные результаты и обеспечивает каждому ребенку положительный психологический микроклимат для дальнейшего обучения не только на занятиях по игропескотерапии, но и в других видах непосредственно образовательной деятельности. Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У воспитанников быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика использования пескотерапии показала, что она способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей. Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт-педагогики состоит в том, что она носит универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем.
|