План по самообразованию педагога «Использование перфокарт в познавательно — речевом развитии дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Афанасьева Валентина Геннадьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.12.2020 18:53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План по самообразованию педагога «Использование перфокарт в познавательно — речевом развитии дошкольников» Афанасьева Валентина Геннадьевна МДОУ Старомайнский д/с № 5 2020-2021 Младшая группа Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста Задачи:
Пальчиковые игры «Пальчики и кулачки» — Жил был пальчик маленький, маленький-удаленький Вот он, пальчик (показываем), вышел к нам. Поздоровался — вот так (пальчик кланяется) и спросил тонким голосом: «Есть ребята-шалуны?» (ответ: «Есть»). И ребятам-шалунам погрозил (грозит) «Нельзя шалить! Никак нельзя!» — Ай, пальчик! Ты уж очень строгий, — Смотри, какие малыши, Они шалят совсем немного. Ты не сердись, ты нам спляши. (Пальчик делает отрицательное движение). — Плясать не хочешь? Почему? Наверно, скучно одному. Девочки! Мальчики! Есть у вас пальчики? (Дети поднимают руки и показывают пальцы). — Смотри, как много пальчиков! С кем спляшешь? Выбирай! Все, все пляшите, пальчики! Музыка, играй! (Музыка «Пальчики пляшут»). — Гав, гав! Испугались пальчики. Спрятались в кулак. (Все прячут пальчики, сжав кулаки). Гав, гав, гав! Где пальчики? Не найду никак! Согнулись пальчики, молчат… А кулачки как застучат! (Все стучат кулачком о кулак). — Испугалась собака и убежала. (Пальчики разгибаются). Девочки! Мальчики! Где ваши пальчики? Спрятались в кулак. (Все прячут пальцы в кулак). — Мее! Мее! Мее! Не найду никак! Согнулись пальчики, молчат… А кулачки как застучат! (Все стучат кулачком о кулак). — Испугалась коза и убежала. И снова пляшут пальчики У девочек и мальчиков. (Музыка «Пальчики пляшут»). — Вот и плясать перестали… Значит, устали. Усталые к деткам пришли, Под щечки легли И засыпают…
Как у бабки во дворе (русск. нар. потешка) Как у бабы во дворе Куры ходят по траве: Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Как у бабушки в хлеву Хрюшка хрюкает: Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю. Как у круглого пруда Гуси плавают: Га-га, га-га. А коровки на лугу Песенку поют: Му-му, му-му. Игры для развития мышления ЧТО ЛИШНЕЕ? Цель игры: развитие способности к обобщению. Возраст детей: от 2,5-4 лет. Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух. В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков. КТО ГДЕ ЖИВЕТ? Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков. Возраст детей: от 2,5-4 лет. Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания». УГАДАЙ-КА! Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения. Возраст детей: от 2,5-4 лет. Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате. НАЙДИ ПОХОЖЕЕ Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку. Возраст детей: от 2,5-4 лет. Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?» Приложение № 2 Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру» В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Формируется фразовая речь. У ребенка уже есть и желание, и возможности более совершенно подражать речи взрослых. Малыши усваивают падежные окончания, некоторые предлоги, употребляют больше глаголов и прилагательных. В этом возрасте дети уже не только «почемучки», но и активные «рассказчики». Речь становится для них полноценным средством общения, и именно взрослый должен стать для ребёнка примером речевого общения. Не отгораживайтесь от детей повседневными заботами, ведь каждый прожитый ребёнком день — уникален. Ваше внимание к ребёнку сегодня — залог успешного его развития завтра. Эффективному развитию речи в младшем возрасте способствует применение специальных приёмов: 1. Комментирование происходящего. С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух всё то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребёнком. Постоянно разговаривайте с ребенком, даже если вы уверены в том, что он еще слишком мал и не понимает вас. Объясняйте ему каждое свое действие. Вы одеваете кроху? Расскажите ему, почему вы выбрали именно этот костюмчик, какого он цвета, и какой малыш красивый в нем. Вы купаете малыша? Расскажите ему, что водичка теплая и приятная, мыло пахнет земляничкой, а после купания кроху ждет большое, уютное и теплое пушистое полотенце. Чем младше ребёнок, тем проще и короче должны быть предложения и тем чётче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчётливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. С помощью этого приёма вы выражаете опыт и ощущения ребёнка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно. 2. Потешки, стихи и песенки. Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребёнка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений. 3. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики. О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой известно, пожалуй, каждой маме. 4. Работа с изображениями. Сейчас стало очень модным заниматься с детьми раннего возраста по карточкам. В принципе, работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом. После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребёнка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их. 5. Чтение вслух. Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребёнка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку. 6. Ролевые игры. Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача родителей – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, вы можете предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле. Нельзя перегружать ребенка массой сведений — здесь нужна система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, давать исчерпывающие ответы на вопросы; нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность ребенка — основное условие его полноценного развития… Нужно заботиться о том, чтобы ребенок не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться словесных реакций малыша. Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме. Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка, переход к более высоким ее уровням в большой мере определяется тем, о чем и как мы говорим с ним. Приложения №3 Консультация для родителей «Играя, развиваем речь ребенка» Все начинается с детства, именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный ( «трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Существует множество игр по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
|