Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Русина Ася Сергеевна | |||
13.12.2020 05:37 | |||
Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение» В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с помощью методики «глобальное чтение». Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники, тяжелые речевые нарушения. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение». В последнее десятилетие происходит процесс совершенствования российского общего и специального образования. К настоящему времени существенно изменились подходы к проблеме нарушенного развития, что нашло свое отражение, как в практической, так и теоретической областях педагогической действительности. Гуманизация специального образования определила смену ценностных ориентиров коррекционно-педагогической деятельности. Сейчас в центре внимания специальной педагогики оказывается не само нарушение, а личность ребенка.
По определению Р.Е. Левиной, дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева отмечали, что дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи. Они могут иметь органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения (последствия перенесенного ДЦП). В силу важности речевой функции для общего психического и интеллектуального развития такие дети приобретают целый ряд вторичных дефектов, что делает необходимым комплексное коррекционное воздействие не только на речевую функцию, но и на все другие сферы психического развития ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями[5]. Одним из распространенных методик по развитию речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями является «глобальное чтение». Данная методика разработана Гленом Доманом. Суть этой методики заключалась в том, что дети, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы, читали слова, словосочетания, короткие тесты. Затем ребенком самостоятельно определяется технология чтения любых слов и текстов [1]. Методика Г.Домана включает в себя 5 этапов. 1 этап. Чтение слов. Занятия по чтению отдельных слов проводятся с интервалом в три дня, т. е. между логопедическими занятиями промежуток — два дня. Но, несмотря на это, логопед дает задание на дом, который отрабатывается ежедневно. Для ребенка используются те слова, которые наиболее часто употребляются в его жизни. В активном словаре должны быть не только существительные, но и глаголы и прилагательные. Усадив ребенка перед собой, взять пять карточек, держа их стопкой перед ребенком, перекладывать карточки начиная с последней (последнюю вперед и т. д.). в это время громко, четко и весело произносится каждое слово. Все делается быстро и заканчивается эмоциональным выражением радости и похвалы. В день это следует повторить три раза. Такая форма занятия используется логопедом и при занятии в домашних условиях Затем, на следующих занятиях, добавляется новый набор из пяти слов, а также повторяется материал предыдущих занятий. В конечном итоге у ребенка будет достаточно слов для успехов в чтении словосочетаний. Быстрый показ карточек — важный момент в данной методике. Как утверждает Г. Доман «Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно». [1] 2 этап. Чтение словосочетаний. Этот этап является очень важным. Ведь это переходный этап от чтения простых слов к чтению предложений. В один прекрасный день слова из уже достаточно обширного словаря ребенка как будто захотят воссоединиться. И теперь вы уже показываете не «кошку», а «рыжую кошку», не просто «чай», а «горячий чай». Работа на данном этапе очень схожа с предыдущим этапом. Ребенку все так же показываются карточки, но только уже с написанными словосочетаниями. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. Также продолжается и работа со словами, обогащая словарь ребенка различными частями речи. 3 этап. Чтение простых предложений. Переход от словосочетаний к простому предложению сразу будет ясен. Количество изученных словосочетаний само подтолкнет к этому. Для освоения предложений Г. Доман советует использовать сразу два способа.
Таким образом, использование методики «глобальное чтение» как одно из средств обучения грамоте при работе над развитием речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями:
|