Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» |
Развитие речи у детей | |||||||||||
Автор: Калужских Ольга Геннадьевна | |||||||||||
10.12.2020 21:50 | |||||||||||
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» Калужских Ольга Геннадьевна Цель: создать условия для развития диалогической речи детей посредством игровой деятельности. Задачи.
Активизация словаря: горница, изба, хворост. Атрибуты: шкатулка с клубком, кокошник Василисы Премудрой, русская народная рубашка, платок, маски зверей: медведь, волк, лиса, заяц, терем, деревья, листы черного и белого картона (темное и светлое царство), избушка на курьих ножках, кукла Баба Яга, музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, бубенчики, разрезные картинки «Буратино» и «Чипполино».
Предварительная работа:
Чтобы собрать детей, настроить их на игровую деятельность педагог предлагает коммуникативную игру «Я по горнице шла» (педагог идет по кругу).
Когда дети соберутся в круг, воспитатель задает вопрос: - Что такое горница? (ответы детей). Горница – это чистая, светлая комната в избе. В горнице можно услышать разные звуки. Речевая игра «В горнице моей тишина».
- Когда ваши бабушки были маленькие, как вы, они собирались в горнице и слушали интересные сказки. А вы бы хотели отправиться в сказку? Но попасть туда могут только самые добрые и дружные ребята. Дети делятся на пары по картинкам (дом – собака, корова – молоко, овечка – варежки, лошадь – телега, и т.д.). Игра в парах «Ты – подрос, я – подрос». У тебя нос, и у меня нос У меня щечки гладенькие, и у тебя щечки гладенькие У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие Мы два друга, мы любим друг друга (Дети выполняют действия, в соответствии со словами) - А кто же нам укажет дорогу в сказку? Вспомните, какие предметы чаще всего помогают отыскать верный путь сказочным героям? (ответы детей). Если мы откроем эту шкатулку, то найдем этот предмет. Дети открывают шкатулку, находят сказочный клубок. - Какую геометрическую форму он вам напоминает? Игра с клубком «Что похоже на круг?» - дети передают клубок друг другу, называя круглые предметы. - Этот клубок укажет дорогу в сказку. Готовы к путешествию? Тогда держитесь за ниточку – и в путь. Под сказочную музыку, по коррекционным дорожкам, дети доходят до «полянки», на которой лежат шапочки зверят, элементы русских народных костюмов. - В нашей сказке, кто хочет, может выбрать для себя роль. Вот маски наших любимых героев (маски лисы, медведя, зайца, корона для Василисы, платочек для Машеньки, рубашка для Иванушки). -Ребята, кто кем хочет быть? Где вы будете жить на полянке или в тереме? Дети, играющие зверей, определяют себе место на полянке, остальные заходят в терем. - И так, дорогие ребята, сегодня мы будем играть в русские народные сказки. Педагог стучит в терем. - Кто в тереме живет? (мы) - Вы к сказке готовы? (да) - Выходите. Дети выходят из домика. Звучит волшебная музыка. Начинается сказка. Дети действуют в соответствии со словами. - Однажды, утром вышла из сказочного терема Василиса Премудрая, Машенька и Иванушка. Утро стояло чудесное, солнышко светило ярко, птицы звонко пели, кругом распустились красивые цветы, зазеленели деревья. И пошли они по тропинке, а навстречу друзьям медведь. - Ребята, а в какой сказке живет медведь? - Как вы думаете этот медведь добрый или злой? - А какие вы знаете сказки, где медведь злой? («Маша и Медведь», «Три Медведя»). - Медведица, ты ведь нас не тронешь? (нет) - А ты хочешь с нами пойти? (да) - Отлично! - Кто это с длинными ушами впереди? - Не бойся, зайка, мы тебя не тронем. - А в какой сказке заяц – храбрец? («Храбрый заяц») - Пойдешь с нами заяц в сказку? (да) Все вместе идут дальше. - Смотрите, кто – то еще к нам идет. Кто же это? (лисица). - Какие сказки про нее вы знаете? Какая лиса в них (хитрая). - Во всех ли сказках лиса хитрая? - Лисонька, мы бы рады позвать тебя с собой, но ты, же зайчик нашего обидишь (нет). - Тогда иди с нами. - Ребята, смотрите, чей это серый хвост мелькает. Кто бы это мог быть? (волк). Подберите слова к волку. Какой он может быть? (зубастый, серый, злой и т.д.). - Волк, расскажи про себя, ты добрый или злой? (добрый). Тогда пойдем с нами. - Шли мы шли к тридевятому царству и пришли. Ребята, смотрите, а в тридевятом царстве одно государство светлое, а другое темное. Игра «Кто, где живет?» - Вспомните сказочных героев, которые живут в «светлом» царстве (зайчик, Чипполино, Красная Шапочка, Золушка, Фея и др.). Вспомните сказочных героев, которые живут в «темном» царстве (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Снежная королева и т.д.). - Куда же мы с вами пойдем? Может, отправимся в гости к Бабе Яге? Никто не испугается? Все пойдут, или кто - нибудь останется? Отлично! Тогда можно отправляться. А чтобы было веселее, давайте вспомним дразнилку про Бабу Ягу (дети проговаривают дразнилку, выполняя движения в соответствии с текстом). В темном лесе есть избушка, Стоит задом наперед. А в избушке той, старушка - Бабушка Яга живет Нос – крючком, глаза – большие, Словно угольки горят Ух! Сердитая какая Дыбом волосы стоят. - Ребята, а что можно найти в лесу (орехи, шишки и т.д.). Посмотрите, сколько на полянке хвороста, для чего он нужен? Дети находят палочки. Как с ними можно поиграть? (дети повторяют дразнилку, отбивая ритм палочками). По окончании игры складывают их в кучу для Настеньки, из сказки «Морозко». - А вот и избушка на курьих ножках. Давайте постучим в дверь. (стучат). Никто не открывает. Никого дома нет. Может старушка куда – нибудь полетела? На чем она летает? (на метле). - А вы хотите полетать на метле (под музыку дети бегают по залу). - Нигде не видели Бабу Ягу? Ты ее в своей сказке не встретил, Иванушка? Что же делать? Давайте возьмем «волшебные бинокли» и посмотрим где старушка (дети смотрят в воображаемые бинокли). - Мира, что ты видишь? А кого видит Игорь? Обращаю внимание детей на экран (мультимедиа). На экране отрывок из мультипликационного фильма «Летучий корабль» (Баба Яга поет частушки, возвращается на метле домой). - Посмотрите, баба Яга вернулась в избушку. Ребята, давайте попробуем назвать Бабу Ягу ласкова. Дидактическая игра «Назови ласковое слово». (Бабусечка Ягусечка, Бабулечка, Бабушка). - Помоги нам домой вернуться. Нет. Не хочет нам Баба Яга помогать, говорит, что у нее и без нас дел много. Давайте попросим о помощи хором. - Бабушка, помоги нам (просят хором). Баба Яга соглашается помочь, если дети выполнят задание. Баба Яга предлагает сорвать по одному яблоку с дерева (желтое или красное), с помощью которых дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает для себя сказочное название. Например, «Красная Шапочка» и «Дюймовочка». Первое задание «Сказочные загадки».
Второе задание «Дополни имя». Воспитатель по очереди называет слово каждой команде. Кощей - … (Бессмертный) Елена - … (Премудрая) Мальчик - … (с пальчик) Сестрица - … (Аленушка) Змей - … (Горыныч) Крошечка - … (Хаврошечка) Шапка - … (невидимка) Сапоги - … (скороходы) Третье задание – дидактическая игра «Собери картинку». - Баба Яга загрустила, ведь у нее совсем нет друзей. Давайте познакомим ее с добрыми сказочными героями. Каждая команда собирает картинку. «Красная шапочка» - Буратино, «Дюймовочка» - Чипполино. - Ну вот, Бабушка, теперь и у тебя есть настоящие друзья, с которыми ты можешь играть в интересные игры. Хочешь, мы научим играть тебя в музыкальную игру? Музыкальная игра «Оркестр». На столе лежат маракасы, колокольчики, бубенчики. Дети берут по одному инструменту и делятся на три команды, по названию инструментов. Педагог берет на себя роль дирижера. Под музыку, по очереди дети играют на музыкальных инструментах. Баба Яга благодарит детей за интересную игру и вручает им волшебный колокольчик, который укажет им дорогу домой. Дети прощаются со старушкой (под тревожную музыку дети замирают на месте, под веселую идут дальше).
|