Современные речевые особенности у дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Насирова Зарфия Мирзага Кызы, Березнева Валентина Юрьевна | |||
05.12.2020 12:57 | |||
Современные речевые особенности у дошкольников
Понижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста обусловлено разными важными причинами. С появлением компьютера в нашей повседневной жизни дети стали находить необходимую для себя информацию в интернете. В результате этого они мало общаются, их речевой опыт ограничен, а языковые средства несовершенны. Снижен интерес дошкольников к чтению, разговорная речь скудна и малословна, потребность в общении не восполняется. Социальные проблемы общества часто не позволяет родителям уделять достаточного внимания всестороннему, в том числе речевому, развитию своих детей. Так как цифровое пространство заменило собой живое речевое общение, то целенаправленное формирование связной речи должно занимать важное место в общей системе дошкольного образования. Российский психолог, лингвист и специалист в области теории усвоения язы ка в дошкольном детстве Ф.А. Сохин писал: «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях». Действительно, речь является важнейшим условием для коммуникации, она нужна представителям различных профессий. Культура речи включает дикцию – четкость произношения, орфоэпию – правильность произношения, владение голосом, умение статистически и логически строить высказывание. Как известно, люди зачастую не имеют идеальные речевые данные. Причинами отклонений от нормы могут быть органическими или функциональными. Как показывает практика, педагоги детских дошкольных учреждений помогают справиться с данными проблемами. Период дошкольного детства является важным элементом в пробуждении творческих возможностей ребенка, проявлении его самостоятельности, в развитии и последующем становлении его личности в целом. Вхождение детей в особое измерение детской деятельности – это ключевое условие формирования их индивидуальности. Как сказано в высказывании французского писателя Мишеля де Монтень: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Как правило, ведущей формой поведения и освоения мира для ребёнка является игровой. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Взаимопонимание между людьми достигается посредством общения и диалога. Истоки такого понимания (или недопонимания) заложены в детстве. Общение матери с ребенком филолог Н.И. Лепская образно называла дуэтом, в котором существуют две партии, но отсутствует согласие. С опытом приходит согласование партий, а дуэт превращается в совместный диалог. Общение ребенка в раннем возрасте с матерью и близкими людьми является особым условием его здорового психического развития. С годами общение с ровесниками занимает важное место в жизни ребенка. Поэтому умение вести диалог очень важно формировать с самого детства. Данная форма речевого общения помогает ребенку стать полноценной ячейкой общества. В нем взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка, умением словесно выразить свою мысль, выражением чувств, установлением с партнером «диалогических отношений» в разнообразных коммуникативных ситуациях. Культура речевого воспитания в детском саду складывалась на протяжении всего XX века. У ее истоков стояли такие замечательные педагоги и психологи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.П. Усова, Ф. А. Сохин. С именем Ф.А. Сохина связана отдельная эпоха в становлении методики преподавания родного языка. Он основал лабораторию развития речи в Институте дошкольного воспитания, которая подготовила поколение высококвалифицированных специалистов в области методики преподавания родного языка. В педагогической культуре детского сада имеется широкий арсенал обучения языку – специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Все эти формы обучения направлены на развитие коммуникативных компетенций, т.е. не только на умение формулировать мысль в слове, строить текст (монолог), но и прежде всего на умение строить взаимоотношения, «диалогические отношения» с партнером, а также на обмен с ним чувствами, надежность взаимодействие и взаимопонимание с взрослыми и сверстниками. Диалог со сверстниками более характерен для совместных игр старших дошкольников. Для детей младшего возраста присущи типичные игры, связанные с общением, в процессе которого каждый рассказывает о себе и не встает на позиции партнера. Истоки диалога возникают в возрасте 3-5 лет, когда закладывается его основа, формируется диалогическая речь, изучается родной язык (его звуковая система, грамматический строй, лексический состав), развивается фразовая речь (умение строить разные типа высказываний). Опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных коллективных играх (инсценировках, играх-драматизациях, подвижных, сюжетно-ролевых играх и др.), в деятельности кооперативного типа (коллективная изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование) также способствует успешному овладению диалогом. Например, игры, которые используются в практике в детском саду: «Так бывает или нет?», «Ошибка», «Знатоки»; ( «Небылицы»), «Заказ такси по телефону», «Звонок на работу маме (папе)», «Звонок в поликлинику» и т.д. способствуют развитию умения строить диалог. Литература:
|