Работа над звуковой культурой речи дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Грачева Татьяна Михайловна Щербакова Валентина Николаевна | |||
19.11.2020 05:11 | |||
Работа над звуковой культурой речи дошкольников Красивая грамотная правильная речь ребёнка — залог успешного всестороннего развития личности. Дети с хорошим речевым развитием могут грамотно, логически последовательно излагать свои мысли, познавать окружающий мир. В общении с взрослыми и сверстниками они раскованы, не закомплексованы. Хорошая речь дошкольника — неотъемлемая часть успешного обучения в школе. Звуковая культура речи является составной частью речевого развития. Дошкольники овладевают ею в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Огромная роль в этом процессе отводится воспитателю. Он помогает детям овладеть правильным дыханием и чётким произношением звуков и слов. Педагог учит воспитанников говорить неторопливо, интонационно выразительно. Для этого можно использовать в работе «Напоминалочку»: Говорим всегда красиво: тихо и неторопливо.
Ясно чётко говорим, потому что не спешим. Звуковая культура речи формируется у детей в комплексе с речевым дыханием и артикуляцией. Педагог должен построить свою работу в этом направлении комплексно. С учетом возрастных особенностей детей, работу по развитию звуковой культуры речи можно разделить на 3 этапа: 1. От 1,5 до 3 лет. У детей в этом возрасте развивается способность осознанно подражать произнесению целого слова. Воспитатель получает возможность влиять на развитие звуковой речи ребёнка. На данном этапе используются различные звукоподражания. - Кто это? Гусь. - Как он «разговаривает»: «Га – га – га!». - Давайте поговорим с ним. (Воспитатель говорит, дети повторяют). 2. От 3 до 5 лет. Это этап становления звуков речи. Постановка звуков начинается с более лёгких по артикуляции и заканчивается самыми сложными звуками (шипящими, свистящими, «р», «л»). При постановке звука на данном этапе достаточно фиксировать внимание ребёнка на звуке, используя приём подражания. Если данный приём не даёт результата, тогда нужно использовать показ правильной артикуляции нужного звука и повторение упражнения детьми. На этом этапе уместно проводить артикуляционную гимнастику фронтально и индивидуально. Ведущими методическими приемами являются речевой образец, беседы, заучивание наизусть, дидактические игры и т. д. 3. От 5 до 7 лет. Этот этап является завершающим в развитии звуковой речи дошкольников. На начальной стадии проводится закрепление и автоматизация звуков. Для этого нужно создавать такие условия, чтобы ребёнок в течение дня произносил данный звук не менее 10 – 20 раз. Далее на данном этапе идёт работа по дифференциации смешиваемых звуков. Начинать эту работу нужно только тогда, когда дети чётко произносят каждый из смешиваемых звуков. Ребёнок произносит чётко звук в сочетании, но в речи иногда путает его, заменяя один звук другим. При индивидуальной работе нужно подробно рассмотреть артикуляцию этих звуков и найти различие. Проводя работу по формированию звуковой речи дошкольников, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей. Ведущими формами работы с детьми в данном направлении являются организованная совместная деятельность. Огромное значение имеет работа вне занятий: чистоговорки, дидактические игры, скороговорки, хороводы, игры – драматизации. Работу по звуковой культуре речи можно организовать во время утреннего прихода детей, на прогулке, во время игр, вечером, перед уходом домой. Учитывая индивидуальные особенности детей, на каждом этапе работы целесообразно привлекать родителей к данной работе. Консультации для родителей должны носить индивидуальный характер. Очень важной составляющей является культура речи воспитателя. Она должна быть не только правильной, с чётким произношением всех звуков, но и интонационно выразительной, связной и доступной для детей. Проводя планомерную поэтапную работу по формированию звуковой культуры речи, выполняя виды упражнений, предложенные выше, (с учётом индивидуальных особенностей) можно добиться красивой правильной речи у дошкольников.
|