Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сербина Вероника Сергеевна | |||
05.11.2020 13:32 | |||
Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР В настоящий период имеется большое число новейших развивающих педагогических технологий, какие благополучно применяются при коррекции речевых патологий. Эффективная социализация детей с серьезными нарушениями речи вероятна при развитии у него таких качеств личности, как речевая активность, интерес в общении с ровесниками и взрослыми, инициативность. Речевые нарушения отрицательно влияют на формирование интеллектуальных возможностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в обучении дошкольников акцентирует внимание поиска новых средств: применение различных образовательных технологий и методик.
Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств исследуемого предмета, создание его заместителя и деятельность с ним. В основе моделирования находится принцип замещения реального предмета явления, факта другим предметом – рисунком, символом, знаком. В период дошкольного возраста наглядный материал усваивается существенно проще, нежели устный. К такому роду наглядности можно отнести круги Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Применяя круги Эйлера, дошкольник учится сравнивать, подводить итог, классифицировать использованный материал в целях запоминания: развивается речь, память и мышление. В формировании умения составления описательных рассказов значительную поддержку проявляет заблаговременное составление модели описания. В ходе обучения связной описательной речи моделирование способно быть средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют определенные понятия, накапливаемые в ходе изучения предмета описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы — заместители качественных характеристик объекта:
Используя круги Эйлера в коррекционно-логопедической работе, можно выстроить несколько этапов, с постепенным усложнением:
а) если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. б) когда какие-либо предметы входят и в первое множество, и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки. в) то есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги. Лишь после того, как дошкольники научились создавать достаточно непростые модификации с несколькими кругами, можно предложить задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Отличия описываемых объектов указываются в кругах, сходства – в пересечении колец. С целью формирования связной речи, освоение способом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими ОНР, применяются предварительно нарисованные схемы, круги Эйлеры. Круги Эйлера дают возможность дошкольникам заметить более значительные свойства предмета, то, что может помочь получать информацию и делать сравнения. У детей формируется конкретный алгоритм построения рассказа. Применение кругов Эйлера с целью формирования связной речи даст возможность наиболее благополучно научить дошкольников составлению сравнительно описательных рассказов, увеличить заинтересованность к этому типу работы и достичь существенных результатов в коррекции речи дошкольников.
|