Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья» |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||
Автор: Басистая Валерия Викторовна | |||||||||||||||
31.10.2020 14:11 | |||||||||||||||
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья» Цель занятия: формирование познавательного интереса и речемыслительной деятельности по теме «Семья». Задачи занятия: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Оборудование: песочница «DUSYMA», карточка с цифрой 7, буква Я, конструктор LEGO «Семья», картинки по теме недели, мяч, мелкие игрушки (помада, книга, машина, одежда, украшения), пособие Сазоновой Н., Куцко Е. «Лексика, грамматика, связная речь» по теме «Семья», видеоролик «Семья пальчиков» Анны Арановой, проектор, демонстрационный экран, салфетки. Ход НОД
I. Организационный момент Логопед: — Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем в игру «День – ночь». (Проведение игры логопедом.) По сигналу «День!» — все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» — дети замирают и закрывают глазки. В тот момент, когда у детей закрыты глаза педагог выкатывает песочницу. Логопед: Глазки открываем, Задание выполняем. Логопед предлагает детям вспомнить и назвать имя своей мамы. Имя мамы назови И к песочнице иди. Дети называют имя мамы и подходят к песочнице. В песок руки опускаем, Что найдем? Сейчас узнаем. В песочнице спрятаны карточка с цифрой 7 и буква Я. Дети находят карточки. Логопед: — Посмотрите, какая это цифра (семь). А какая это буква, кто знает? (Дети называют). - Молодцы! Какое слово получилось? (Семья). Правильно, получилось слово «семья». II. Основная часть 1. Загадывание загадок. Логопед: — С помощью загадок мы узнаем, что такое семья. Слушайте внимательно. Логопед загадывает загадки, в процессе отгадывания педагог выставляет LEGO игрушки – членов семьи. Кто красивей всех на свете? Кого любят очень дети? Вот всегда она такая Моя родная... (мама) Кто в ответе за семью? Кто сильный и смелый, С кого дети пример берут Это наш любимый … (папа) Нас любить не устает, Пирожки всегда печет И вкусные оладушки? Кто же это?... (бабушка) Ему очень много лет, Мой родной, любимый … (дед) (К. Бухарина) Я у мамы не один, у нее ещё есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он – старший… (брат) Мама с папой говорят, Что теперь я – старший брат. Что за куколка в коляске. Плачет от ужасной тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она?... (сестра). Молодцы, ребята, все загадки отгадали. 2. Беседа о семье Логопед: — С кем вы живете? Как зовут членов вашей семьи? Кто вас привел в детский сад? Кто пошел на работу, а кто в школу? Кто вернулся домой? (Ответы детей) 3. Игра с мячом «Назови ласково» Логопед: Ребята, вы все очень любите своих родных, так давайте поиграем в игру «Назови ласково», например – сестра – сестричка, сестрёнка. (Мама…, папа…, дедушка…, бабушка…, и т.д.) 4. Динамическая пауза «Потому что в воскресенье мама делает блины» Тема: «Моя семья»
(Слова О. Бундур)
Логопед: - Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (Внук, внучка) Кто для дедушки и бабушки мама и папа? (Дочка и сын) Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь) Кто мальчик для девочки? (Брат) Кто девочка для мальчика? (Сестра)
Логопед: - Ребята, давайте расскажем о своих родственниках. Какие они? Бабушка какая? (Нежная, ласковая, добрая, заботливая). Бабушка что делает? (Готовит, кормит, вяжет, учит…). Папа какой? Что делает? Мама какая? Что делает? Дедушка какой? Что делает? Брат какой? Что делает? Сестра какая? Что делает?
Дети находят в песочнице различные предметы, отвечая на вопросы Чей? Чья? Чье?; группируют предметы.
(При выполнении данного упражнения используется пособие Сазоновой Н., Куцко Е. «Лексика, грамматика, связная речь» по теме «Семья»). Логопед: - Ребята, давайте посмотрим, что еще у нас есть в песочнице. (Дети достают картинки). Логопед: - Посмотрите, что на них изображено? Дети рассматривают картинки и придумывают предложения:
2) Папа с сыном накачивают колесо. 3) Дедушка с внуком играют в бадминтон. 4) Бабушка с дедушкой ловят рыбу. 5) Бабушка с внучкой играют на пианино.
Дети смотрят видеоролик на демонстрационном экране и выполняют растирающие движения пальцев левой руки, затем правой руки. После завершения самомассажа дети совместно с педагогом громко и четко произносят слова: Деда, баба, папа, мама, я Вот такая дружная, дружная семья. III. Итог занятия Логопед: - Молодцы, ребята. Вы замечательно выполняли задания, хорошо вели себя на занятии. О чем мы говорили на занятии? (О семье). В какие игры играли? (Дети вспоминают и отвечают на вопрос). Что вам больше всего понравилось? (Отвечают на вопрос).
|