Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования. Тема: Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы) Разработал: Воспитатель первой квалификационной категории Чинарова Татьяна Михайловна Сызрань 2012 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: « Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности: -гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность; - правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу. В настоящее время я работаю с детьми среднего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 4-5 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности». В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач: - в игре- формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств. в культурно- гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших. Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно- гигиенические навыки). День начинается с « Доброго утра».свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов: - «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»; -«Рано утром я была удивлена, Паренек белоголовый закричал мне из окна:- «С добрым утром»! Я спросила: «Это мне?» Улыбнулся он в окне…»; - «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…». Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте». Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается , как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..» Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило : «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера. Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно- образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..» В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы , крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«Я напомню об одном: не кривляйся за столом, всем пора бы научиться, кушать вилкой, кушать, а не делать как Антошка. Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить, Крошки на пол не сорить».
«За столом едят друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели - вы свободны, И играйте, как угодно!» Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»: «А теперь за дело дружно Убирать игрушки нужно Не бросать и не ломать А на место убирать» Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место»,«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». «Лиза с куколкой играла Платье куклу разорвала. Дима взял себе машинку разобрал наполовинку. Данил мячик маленький нашел Этот мячик проколол. А когда конструктор взял Все детали растерял! Чем играть теперь другим Нет, не надо быть таким? Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением: « В споре кулаки мешают, Они проблемы не решают! Драчун понять и не пытался Чуть что - он сразу с кем-то дрался. И вот теперь один сидит Вздыхает тяжко и грустит Никто с ним больше не играет К себе его не приглашают. Все просто, если разобраться: Не надо вам с друзьями драться» Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод. « Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда Ну а драться - никогда!» Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя». « Всем советую дружить, ссориться не смейте Без друзей нам не прожить Ни за что на свете». Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова». Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть- это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: « Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про « Жадину» Я Аким. Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения « Где взял- клади на место»,полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно- творческой деятельности и т.д.Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости. « Метлу взяла и двор подмела Приходите, поглядите Хоть соринку вы найдите»
«Не мешайте, мне трудиться Я водицы принесу И колодезной водицей всех конечно угощу. Поливаю огород- он ведь тоже воду пьет» Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием. Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь». « Прежде чем работать сесть, Посмотри, все ли есть». Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге Б. Заходер: « Заболела моя книжка Изорвал ее братишка Я больную пожалею - я возьму ее и склею». Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги». Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт. Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными
|