Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна | |||
17.10.2020 04:46 | |||
Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.
ГБОУ СОШ № 1 имени И.М. Кузнецова с. Б-Черниговка д.с. «Светлячок» Основными линиями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным является такое построение воспитательно-образовательного процесса, при котором воспитанник имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия. Быть полноценным участником – это значит быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и педагогом. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании, по словам О.В. Сафоновой, является основой речевой деятельности. «Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса», – говорила отечественный исследователь речевой деятельности дошкольников. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств.
Поскольку достижение образовательных результатов воспитанниками возможно только когда цель деятельности сливается с мотивами речевого общения, то очевидным является факт преимущества игрового характера любого стимулирующего средства. На мой взгляд, особенно подходящим в этом случае является использование нетрадиционного материала для создания такого полифункционального дидактического средства. В качестве материала для реализации нескольких дидактических задач мною был выбран фетр, с помощью которого был создан дидактический комплект фетровых планшетов «Фетровая сказка». Практическая значимость дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» заключается в реализации системно-деятельностного подхода в процессе приобретения воспитанниками познавательно-речевого опыта. Кроме того, данное пособие является возможным для применения не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов, а также, что особенно важно, в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной деятельности с родителями в домашних условиях. Адресатом дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» являются воспитанники среднего и старшего возраста. Технологическим достоинством фетра является его удобство в применении. Фетровые планшеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, так как они достаточно легко стираются, проглаживаются, обладают прочностью, поэтому их трудно помять или порвать. Кроме того, они их края не требуют дополнительной обработки. Также следует отметить к функциональным достоинствам фетровых планшетов, помимо образовательной направленности, можно отнести наличие тактильно приятных ощущений при работе, разнообразие по цвету и толщине, что позволяет варьировать размеры съёмных деталей планшета. Общая структура комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» представлена следующим образом:
В настоящее время мною изготовлены три фетровых планшета:
Фетровый планшет «Транспорт» предназначен для решения следующих образовательных задач:
Фетровый планшет «Транспорт» условно разделён на три части, каждая из которых символизирует поле передвижения транспорта – воду, небо, воздух. Фетровый планшет «Сад-огород» предназначен для решения следующих образовательных задач:
Фетровый планшет «Сад — огород» представляет собой поле с различными кармашками, символизирующими грядки, и собственно фетровые силуэты овощей и фруктов. Фетровый планшет «Подводный мир» предназначен для решения следующих образовательных задач:
Фетровый планшет «Подводный мир» состоит из двух частей, символизирующих дно и воду, а также предполагает наличие фетровых силуэтов морских обитателей. Следует отметить, что помимо специфических задач все три планшета решают такие задачи, как:
- воспитывать доброжелательность во время общения. Образовательно-игровое взаимодействие становится возможным при участии от 2 до 4 человек. Большее количество участников затруднит осуществление руководства за высказываниями воспитанников. Таким образом, применение дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» позволяет достичь следующих образовательных результатов:
Литература 1. Интернет-ресурсы:
2. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — http://www. dslib. net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim. html 3Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва). 5. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999г.,
|