Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»
Першина Екатерина Валентиновна учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка:
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Процесс информатизации затрагивает и дошкольное образование. Интерактивные программы для дошкольников дают большие возможности для развития речи.
Использование интерактивной песочницы «Островок» в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более интересным и результативным.
Интерактивная песочница позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.
Занятия по песочной игротерапии очень полезны в дошкольном возрасте. Игры с песком позволяют не только развить мелкую моторику и снять психоэмоциональное напряжение, но также способствуют речевому развитию.
Понимая важность и значение использования игр с песком, я разработала программу «Песочные чудеса» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок».
Скачать конспект
Игры, представленные в Программе, имеют тематическую направленность и подходят как для занятий в подгрупповом, так и в индивидуальном формате.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Цель Программы – создание условий для развития связной речи старших дошкольников с ОНР средствами песочной терапии.
Задачи Программы:
- способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка
- активизировать словарный запас детей
- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру
- развивать моторику, память, мышление, воображение, фантазию детей
- развивать связную речь
- воспитывать любовь природе и животным, умение видеть красоту окружающего мира
- воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые при работе с детьми с ТНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Программа создавалась для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы с третьим уровнем речевого развития при ОНР.
Срок реализации данной Программы рассчитан на один учебный год.
Представленные в Программе игры проводятся как занятие или часть занятия один раз в две недели.
Планируемые результаты:
- гармонизация психоэмоционального состояния детей
- повышение уровня развития творческих способностей
- обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- формирование и развитие познавательного интереса, способности к логическому мышлению
- формирование психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых функций
- развитие сенсомоторных функций.
Учебно-тематический план
Дата
|
Тема
|
Содержание (игры)
|
Задачи
|
Сентябрь
|
2 неделя
|
«Здравствуй, Волшебная песочница!»
|
Игра «Правила Волшебной песочницы»
Игра «Чувствительные ладошки»
Игра «Отпечатки наших рук»
Релаксация «Песочная магия»
(Режим «Природа», «Цветной песок»)
|
- познакомить детей с интерактивной песочницей «Островок»;
- познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка;
- научить навыкам прикосновения к песку разными способами;
- закрепить и систематизировать знания о природном материале – песке;
- развивать интерес к играм с песком;
- создать у детей радостное настроение;
- развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, воображение.
|
4 неделя
|
«Осень»
|
Игра «Осень в песочной стране»
Игра «Дождь на песке»
Игра «Осенняя прогулка»
(Режим «Времена года»)
|
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию;
- воспитывать у детей интерес и любовь к природе;
- развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание, мышление.
|
Октябрь
|
2 неделя
|
«Во саду ли, в огороде»
|
Игра «Что справа, слева, сверху, снизу?»
Игра «Найди и опиши»
Пересказ рассказа «Как яблоки собирают»
(Режим «Природа»)
|
- закреплять знания детей об овощах и фруктах;
- закреплять умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по заданному плану;
-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;
- развивать внимание, память, мышление.
|
4 неделя
|
«Лес. Дары леса»
|
Игра «На неизведанных дорожках ...»
Игра «Лесное царство»
(Режим «Природа»)
|
- закреплять знания детей о деревьях, грибах, ягодах;
- упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;
- закреплять использование в речи предлогов;
- развивать мелкую моторику, наблюдательность;
- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту окружающего мира.
|
Ноябрь
|
2 неделя
|
«Моя страна»
|
Игра «Широка страна моя родная»
Пересказ текста «Наше Отечество»
(Режим «Город», «Природа»)
|
- закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами;
- учить составлять коллективный рассказ по коллективно составленному плану, давать ему название;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту произведения;
- закреплять навык пересказа небольшого рассказа;
- воспитывать у детей чувство гордости, любви к Родине.
|
4 неделя
|
«Осень провожаем, зиму встречаем»
|
Игра «Путешествие в царство зимы»
Пересказ рассказа «Летят снежные пушинки»
(Режим «Времена года»)
|
- систематизировать знания детей о зиме;
-закреплять умение составлять предложения по предложенной схеме;
- продолжать учить составлять небольшие рассказы связно и образно, отмечая черты зимней природы;
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- закреплять навык пересказа рассказа;
- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику;
- воспитывать любовь к родной природе.
|
Декабрь
|
2 неделя
|
«Дикие и домашние животные»
|
Игра «Животные»
Игра «Необыкновенные следы»
Пересказ сказки «Как оленёнку маму искали»
(Режим «Животные», «Природа»)
|
- закреплять знания детей о диких и домашних животных;
- продолжать учить детей составлять загадки-описания о животных по заданному плану;
-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- закреплять навык пересказа сказки;
- научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы;
- воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание больше знать о них;
- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение, внимание.
|
4 неделя
|
«Птицы»
|
Игра «Где сидят птицы?»
Игра «Сравни»
(Режим «Природа»)
|
- закреплять знания детей о птицах;
-закреплять умение составлять предложения со сложными предлогами;
- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- продолжать учить составлять сравнительные рассказы-описания о птицах;
- развивать память, мышление, воображение, внимание.
- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.
|
Январь
|
2 неделя
|
«Животные Севера»
|
Игра «Прятки»
Игра «Приключения Умки»
(Режим «Природа», «Времена года», «Прятки»)
|
- закреплять знания детей о животных Севера;
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных по плану;
- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;
- воспитывать у детей интерес и любовь к природе, к диким животным, желание больше знать о них;
- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.
|
4 неделя
|
«Животные жарких стран»
|
Игра «Путешествие в Африку»
Игра «Проделки песчаной бури»
(Режим «Сахара», «Природа»)
|
- закреплять знания детей о животных жарких стран;
- продолжать учить детей придумывать загадки-описания о животных;
- закреплять навык коллективного составления небольшой сказки;
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- воспитывать у детей интерес к диким животным, желание больше знать о них;
- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.
|
Февраль
|
2 неделя
|
«Транспорт»
|
Игра «Транспорт»
Игра «Опиши транспорт по схеме»
Игра «Случай на улице»
(Режим «Город»)
|
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о транспорте по предложенной схеме;
- развивать умение рассказывать связно, чётко выстраивать композицию рассказа;
- развивать умение самостоятельно продумывать событие;
-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять использование в речи предлогов;
- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;
- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.
|
4 неделя
|
«Жили-были …»
|
Игра «Угадай мультфильм»
Игра «Сказочники Песчаной страны»
(Режим «Мультфильм», по выбору ребёнка)
|
- закреплять навыки моделирования из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов на свободную тему;
- продолжать закреплять умение инсценировать любимые фрагменты произведений;
- развивать интонационную сторону речи;
- развивать мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику;
- воспитывать любовь и интерес к сказкам.
|
Март
|
2 неделя
|
«Весна»
|
Игра «Весенняя сказка»
Игра «Угадай время года»
(Режим «Времена года»)
|
- закреплять знания детей об окружающем мире, о временах года;
-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;
- развивать умение отвечать на вопросы, используя в речи разные типы предложений;
- продолжать учить составлять небольшие рассказы, отмечая черты зимней природы;
- воспитывать любовь к родной природе;
- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику.
|
4 неделя
|
«Животный мир морей и океанов»
|
Игра «Морские жители»
Игра «Путешествие золотой рыбки»
Игра «Что скрывает песок?»
(Режим «Подводный мир»)
|
- закреплять знания детей о животных морей и океанов;
-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных;
- закреплять навык коллективного составления небольшого рассказа;
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, внимание, память, воображение.
|
Апрель
|
2 неделя
|
«В далёком космосе»
|
Игра «Космические путешествия»
Игра «Встреча с инопланетянами»
(Режим «Космос»)
|
- закреплять знания детей о космосе;
- учить детей развивать сюжет предложенный логопедом;
- упражнять детей связно, последовательно, выразительно составлять небольшой рассказ;
- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы кратко и полно;
- воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность;
- развивать мелкую моторику, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;
- воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
|
4 неделя
|
«Насекомые»
|
Игра «Время дня»
Игра «Раскраска»
Пересказсказки«Как кузнечик помогал слабым»
(Режим «Природа»)
|
- закреплять знания детей о насекомых;
- активизировать словарь по теме;
- составление описательно рассказа о бабочке с опорой на схему;
- совершенствовать навык пересказа сказки со зрительной опорой и помощью логопеда;
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, представления детей о времени.
|
Май
|
2 неделя
|
«Мой город»
|
Игра «Прогулка по городу»
(Режим «Город», «Цветы»)
|
-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;
- воспитывать любовь к родному городу.
|
4 неделя
|
«Весну провожаем, лето встречаем!»
|
Игра «Бабочка и цветы»
Игра «Лето в песочной стране»
Игра «Летние приключения»
(Режим «Природа», «Времена года»)
|
- закреплять умение различать приметы лета и других времен года;
-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;
- закреплять использование в речи простых и сложных предлогов;
- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;
- развивать наблюдательность, мелкую моторику, внимание, память, воображение, воспитывать любовь к родной природе.
|
Материально-техническое обеспечение программы
1.Интерактивная песочница «Островок» 1 шт.
2.Деревянный конструктор "Африка"1 шт.
3.Деревянный конструктор "Зоопарк" 1 шт.
4.Деревянный конструктор "Цветной городок" большой 1 шт.
5.Деревянный конструктор «Ферма» 1 шт.
6.Деревянный конструктор "Веселый городок"1 шт.
7.Деревянный конструктор "Транспорт" 1 шт.
8.Деревянный конструктор 3 в 1 "Лесные сказки" 1 шт.
9.Набор животных "Морские жители" 1 шт.
10.Набор фигурок "Мир насекомых" 1 шт.
11.Набор фигурок "Деревья" 2 шт.
12.Набор фигурок обучающий "Солнечная система" 1 шт.
13.Набор фигурок "Космическое пространство" 1 шт.
14.Игровой набор "Овощи" 1 шт.
15.Игровой набор "Фрукты" 1 шт.
16.Набор фигурок "Дикие животные леса" 1 шт.
17.Набор домашних животных 1 шт.
18.Набор из 12-и птиц 1 шт.
19.Декоративные камушки
20.Мелкие игрушки от Киндер – Сюрприза
21. Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
22. Природный материал (камни, шишки, каштаны и т.д.).
Список литературы
1.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2004
2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
3.Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2016.
|