Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»
Развитие речи у детей
Автор: Першина Екатерина Валентиновна   
30.08.2020 10:55

Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»

Першина Екатерина Валентиновна учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Процесс информатизации затрагивает и дошкольное образование. Интерактивные программы для дошкольников дают большие возможности для развития речи.

Использование интерактивной песочницы «Островок» в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более интересным и результативным.

Интерактивная песочница позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.

Занятия по песочной игротерапии очень полезны в дошкольном возрасте. Игры с песком позволяют не только развить мелкую моторику и снять психоэмоциональное напряжение, но также способствуют речевому развитию.

Понимая важность и значение использования игр с песком, я разработала программу «Песочные чудеса» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок».

 

Скачать конспект

Игры, представленные в Программе, имеют тематическую направленность и подходят как для занятий в подгрупповом, так и в индивидуальном формате.

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Цель Программы – создание условий для развития связной речи старших дошкольников с ОНР средствами песочной терапии.

Задачи Программы:

  • способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка
  • активизировать словарный запас детей
  • создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру
  • развивать моторику, память, мышление, воображение, фантазию детей
  • развивать связную речь
  • воспитывать любовь природе и животным, умение видеть красоту окружающего мира
  • воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.

Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые при работе с детьми с ТНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Программа создавалась для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы с третьим уровнем речевого развития при ОНР.

Срок реализации данной Программы рассчитан на один учебный год.

Представленные в Программе игры проводятся как занятие или часть занятия один раз в две недели.

Планируемые результаты:

  • гармонизация психоэмоционального состояния детей
  • повышение уровня развития творческих способностей
  • обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • формирование и развитие познавательного интереса, способности к логическому мышлению
  • формирование психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых функций
  • развитие сенсомоторных функций.

Учебно-тематический план

Дата

Тема

Содержание (игры)

Задачи

Сентябрь

2 неделя

«Здравствуй, Волшебная песочница!»

Игра «Правила Волшебной песочницы»

Игра «Чувствительные ладошки»

Игра «Отпечатки наших рук»

Релаксация «Песочная магия»

(Режим «Природа», «Цветной песок»)

- познакомить детей с интерактивной песочницей «Островок»;

- познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка;

-  научить навыкам прикосновения к песку разными способами;

- закрепить и систематизировать знания о природном материале – песке;

- развивать интерес к играм с песком;

- создать у детей радостное настроение;

- развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, воображение.

4 неделя

«Осень»

Игра «Осень в песочной стране»

Игра «Дождь на песке»

Игра «Осенняя прогулка»

(Режим «Времена года»)

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию;

- воспитывать у детей интерес и любовь к природе;

- развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание, мышление.

Октябрь

2 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Игра «Что справа, слева, сверху, снизу?»

Игра «Найди и опиши»

Пересказ рассказа «Как яблоки собирают»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей об овощах и фруктах;

- закреплять умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по заданному плану;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- развивать умение последовательно и выразительно   передавать небольшой по объему литературный текст;

- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

«Лес. Дары леса»

Игра «На неизведанных дорожках ...»

Игра «Лесное царство»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о деревьях, грибах, ягодах;

- упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;

- закреплять использование в речи предлогов;

- развивать мелкую моторику, наблюдательность;

- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Ноябрь

2 неделя

«Моя страна»

Игра «Широка страна моя родная»

Пересказ текста «Наше Отечество»

(Режим «Город», «Природа»)

- закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами;

- учить составлять коллективный рассказ по коллективно составленному плану, давать ему название;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту произведения;

- закреплять навык пересказа небольшого рассказа;

- воспитывать у детей чувство гордости, любви к Родине.

4 неделя

«Осень провожаем, зиму встречаем»

Игра «Путешествие в царство зимы»

Пересказ рассказа «Летят снежные пушинки»

(Режим «Времена года»)

- систематизировать знания детей о зиме;

-закреплять умение составлять предложения по предложенной схеме;

- продолжать учить составлять небольшие рассказы связно и образно, отмечая черты зимней природы;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять навык пересказа рассказа;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику;

- воспитывать любовь к родной природе.

Декабрь

2 неделя

«Дикие и домашние животные»

Игра «Животные»

Игра «Необыкновенные следы»

Пересказ сказки «Как оленёнку маму искали»

(Режим «Животные», «Природа»)

- закреплять знания детей о диких и домашних животных;

- продолжать учить детей составлять загадки-описания о животных по заданному плану;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- закреплять навык пересказа сказки;

- научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы;

- воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение, внимание.

4 неделя

«Птицы»

Игра «Где сидят птицы?»

Игра «Сравни»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о птицах;

-закреплять умение составлять предложения со сложными предлогами;

- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- продолжать учить составлять сравнительные рассказы-описания о птицах;

- развивать память, мышление, воображение, внимание.

- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.

Январь

2 неделя

«Животные Севера»

Игра «Прятки»

Игра «Приключения Умки»

(Режим «Природа», «Времена года», «Прятки»)

- закреплять знания детей о животных Севера;

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных по плану;

- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;

- воспитывать у детей интерес и любовь к природе, к диким животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.

4 неделя

«Животные жарких стран»

Игра «Путешествие в Африку»

Игра «Проделки песчаной бури»

(Режим «Сахара», «Природа»)

- закреплять знания детей о животных жарких стран;

- продолжать учить детей придумывать загадки-описания о животных;

- закреплять навык коллективного составления небольшой сказки;

- воспитывать интерес и любовь к природе;

- воспитывать у детей интерес к диким животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.

Февраль

2 неделя

«Транспорт»

Игра «Транспорт»

Игра «Опиши транспорт по схеме»

Игра «Случай на улице»

(Режим «Город»)

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о транспорте по предложенной схеме;

- развивать умение рассказывать связно, чётко выстраивать композицию рассказа;

- развивать умение самостоятельно продумывать событие;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять использование в речи предлогов;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

4 неделя

«Жили-были …»

Игра «Угадай мультфильм»

Игра «Сказочники Песчаной страны»

(Режим «Мультфильм», по выбору ребёнка)

- закреплять навыки моделирования из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов на свободную тему;

- продолжать закреплять умение инсценировать любимые фрагменты произведений;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику;

- воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Март

2 неделя

«Весна»

Игра «Весенняя сказка»

Игра «Угадай время года»

(Режим «Времена года»)

- закреплять знания детей об окружающем мире, о временах года;

-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;

- развивать умение отвечать на вопросы, используя в речи разные типы предложений;

- продолжать учить составлять небольшие рассказы, отмечая черты зимней природы;

- воспитывать любовь к родной природе;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику.

4 неделя

«Животный мир морей и океанов»

Игра «Морские жители»

Игра «Путешествие золотой рыбки»

Игра «Что скрывает песок?»

(Режим «Подводный мир»)

- закреплять знания детей о животных морей и океанов;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных;

- закреплять навык коллективного составления небольшого рассказа;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, внимание, память, воображение.

Апрель

2 неделя

«В далёком космосе»

Игра «Космические путешествия»

Игра «Встреча с инопланетянами»

(Режим «Космос»)

- закреплять знания детей о космосе;

- учить детей развивать сюжет предложенный логопедом;

- упражнять детей связно, последовательно, выразительно составлять небольшой рассказ;

- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы кратко и полно;

- воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность;

- развивать мелкую моторику, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;

- воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

4 неделя

«Насекомые»

Игра «Время дня»

Игра «Раскраска»

Пересказсказки«Как кузнечик помогал слабым»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о насекомых;

- активизировать словарь по теме;

- составление описательно рассказа о бабочке с опорой на схему;

- совершенствовать навык пересказа сказки со зрительной опорой и помощью логопеда;

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, представления детей о времени.

Май

2 неделя

«Мой город»

Игра «Прогулка по городу»

(Режим «Город», «Цветы»)

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;

- воспитывать любовь к родному городу.

4 неделя

«Весну провожаем, лето встречаем!»

Игра «Бабочка и цветы»

Игра «Лето в песочной стране»

Игра «Летние приключения»

(Режим «Природа», «Времена года»)

- закреплять умение различать приметы лета и других времен года;

-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;

- закреплять использование в речи простых и сложных предлогов;

- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;

- развивать наблюдательность, мелкую моторику, внимание, память, воображение, воспитывать любовь к родной природе.

 

Материально-техническое обеспечение программы

1.Интерактивная песочница «Островок» 1 шт.

2.Деревянный конструктор "Африка"1 шт.

3.Деревянный конструктор "Зоопарк" 1 шт.

4.Деревянный конструктор "Цветной городок" большой 1 шт.

5.Деревянный конструктор «Ферма» 1 шт.

6.Деревянный конструктор "Веселый городок"1 шт.

7.Деревянный конструктор "Транспорт" 1 шт.

8.Деревянный конструктор 3 в 1 "Лесные сказки" 1 шт.

9.Набор животных "Морские жители" 1 шт.

10.Набор фигурок "Мир насекомых" 1 шт.

11.Набор фигурок "Деревья" 2 шт.

12.Набор фигурок обучающий "Солнечная система" 1 шт.

13.Набор фигурок "Космическое пространство" 1 шт.

14.Игровой набор "Овощи" 1 шт.

15.Игровой набор "Фрукты" 1 шт.

16.Набор фигурок "Дикие животные леса" 1 шт.

17.Набор домашних животных 1 шт.

18.Набор из 12-и птиц 1 шт.

19.Декоративные камушки

20.Мелкие игрушки от Киндер – Сюрприза

21. Совочки, грабельки, стаканчики, сито.

22. Природный материал (камни, шишки, каштаны и т.д.).

 

Список литературы

1.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2004

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

3.Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2016.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год