Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мансурова Валентина Борисовна | |||
26.08.2020 16:48 | |||
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Мансурова Валентина Борисовна, МБДОУ № 104 г. Томска В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития. Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду. Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому важно определять, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, должны устанавливать степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые. Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так, как и у них отмечаются трудности с овладением словаря. Игра: «ЦЕПОЧКА». Цель: замена названий деревьев в скороговорках. Ехали мы, ехали. Ехали мы, ехали. Игра «Идем по кругу» Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ж». Воспитатель показывает ребенку жука, вырезанного из яркой бумаги, и кладет его на стульчик. Ребенок идет по кругу, логопед певуче повторяет русскую потешку: Жук-жучок, Уж ты на землю падешь – Ребенок во время чтения потешки поднимает руки, встает на цыпочки или садится на корточки, изображая жука. Когда потешка прочитана, ребенок приседает и повторяет «Жу-жу-жу». Игра повторяется несколько раз. Игра «Змейка» Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ш». Воспитатель показывает змейку на картинке ребенку. Ребенок рассматривает ее, педагог предлагает изобразить ее. Эй-ка, эй-ка! Ребенок кладет руки на пояс логопеду, и вместе маленькими шажками продвигаются вперед (можно расставить преграды: кубики, стулья, натянутая веревка и т.п.). «Змейка» шипит: «Шшшш-ш-ш». Следить за четкостью произношения звука. «Отгадай, на что я смотрю», Цель: учить детей описывать предметы. Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица) «Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе», (Чашка) «Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета) ИГРА «Сорока – Белобока» Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом. У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных. Воспитатель рассказывает сказку: В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока. Ответы детей: - Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей, что предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; развитие словаря детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|