Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие образной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
Развитие речи у детей
Автор: Федотова Татьяна Геннадьевна   
23.08.2020 20:46

Развитие образной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой.Развитие образной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Автор: Федотова Татьяна Геннадьевна.

Художественная литература дает возможность ребенку открыть и понять жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает его эмоциональный опыт, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Образная речь является составной частью культуры речи, а культура речи, есть важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавть свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. По мнению О.С. Ушаковой, речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитан интерес к языковому богатству, развит поэтический слух, сформировано умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Общепринято, что высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества. Эти виды искусства сопровождают человека с первых лет жизни.

 

О.С. Ушакова выделяет основную задачу воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое восприятие, а на этой основе – развивалась образная речь и детское словесное творчество.

Развитие образной речи О.С. Ушакова видит необходимым рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Дошкольник первоначально узнает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, образную сущность художественной речи, переносное значение пословиц, загадок, фразеологизмов. Поэтому при работе с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества воспитатель должн связывать решение речевых задач с развитием образности речи.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и целом высказывании.

Фонетическая сторона речи, от нее во многом зависит интонационное оформление высказывания. На связность изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса, дикция, темп.

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Таким образом, в дошкольном детстве закладываются основы развития образной речи, посредством ознакомления детей с художественной литературой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год