Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дружинина Ирина Павловна | |||
25.06.2020 20:45 | |||
Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем организма. Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Поэтому сначала нужно определить, достаточно ли хорошо дышит каждый ребенок, чтобы обеспечить дыхательную поддержку речи. Тем, у кого дыхание неправильное (ключичное), показаны индивидуальные занятия с педагогом, так как этот тип дыхания часто приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании. Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку:
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель — увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Цель дыхательных упражнений – увеличить ёмкость лёгких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на вдохе, научить детей различать носовой и ротовой вдох, носовой и ротовой выдох. Существуют принципы проведения дыхательных упражнений:
Для осуществления контроля за правильностью выполнения дыхательных упражнений необходимо уметь правильно их выполнять. Приведу небольшой пример комплекса упражнений, которую мы используем в своей практике с детьми. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики «Зайчики» «Цветочный магазин» Вдох – через нос. Вдох – через нос. Выдох – через нос. (Следить, чтобы не поднимались плечи). Выдох – через рот. (Задание ребенку: покажи, как ты нюхаешь цветы). «Ныряльщики» Варианты: а) нюхать цветы, зажав указательным пальцем правую ноздрю; Вдох – через рот. б) нюхать цветы, зажав указательным пальцем левую ноздрю; Выдох – через нос. (Задание ребенку: покажи, как ты ныряешь в воду). «Погреем руки» Вдох – через рот. «Артист» Выдох – через рот. (Задание ребенку: погрей свои руки, подыши на них). Длительное пение гласного звука на одном выдохе. Вдох – через нос Выдох – через рот. А-А-А-А…, У-У-У-У…, О-О-О-О…, И-И-И-И… При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи и шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Здоровый организм Крепкий сон Правильная речь Хорошая память Красивый голос Правильное дыхание
|