Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гурбанова Маргарита Витальевна | |||
22.05.2020 18:34 | |||
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста» Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая наружу из легких через гортань, глотку, полость рта или носа. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Различные несовершенства речевого дыхания, такие как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., могут быть обусловлены различными причинами: недостаточным вниманием взрослых к речи детей, общей ослабленностью ребенка, аденоидными разращениями, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д. Дети, которые имеют ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом нужно научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Условия развития речевого дыхания детей:
При проведении упражнений, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, а частые повторения упражнений могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых. Этапы работы по развитию речевого дыхания детей: Первый этап: Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Объяснение правил выполнения упражнений: дышать нужно носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. Упражнения:
Второй этап: Цель: вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох. Упражнения (без использования дидактического материала):
Упражнения (с использованием дидактического материала):
Третий этап: Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго. Сначала гласные, потом согласные. Упражнения: 1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков. «Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у», «Пароход гудит – ы-ы-ы», «Болит зуб – о-о-о»; 2. Длительное произнесение согласных звуков. «Сердитая муха» — Муха жужжит над ухом «дз-з-з» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука, «насос» – накачиваем колёса «с-с-с», «змейка» — шипим «ш-ш-ш». 3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?» Четвертый этап: Цель: развитие речевого дыхания. Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы. Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов. Упражнения:
Пятый этап: Цель: формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста. Упражнения:
Список литературы и источников:
|