Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Пушкарева Ольга Сергеевна | |||
05.05.2020 17:47 | |||
Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи Пояснительная записка: Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия в стадии выхода). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий — активизация и обогащение речи. Эти занятия можно использовать для детей с подобными нарушениями. Блок занятий апробирован с ребенком, у которого имелись достаточные произносительные возможности, но не были сформированы умения ими пользоваться. Наблюдались резко ограниченный глагольный словарь и отсутствие употребления предлогов в речи. В пассивном словаре слов было значительно больше, чем в активном. Присутствовали нарушения грамматического строя, неправильное согласование некоторых слов по числу, роду, падежу, времени. Нарушения носили фонематический характер (нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания). У воспитанницы наблюдались трудности вступления в контакт со взрослыми и другими детьми, неуверенность в себе, бедный словарь на фоне достаточно понятного воспроизведения слов с различной слоговой структурой.
Занятия построены с учетом индивидуальных особенностей ребенка, зоны его ближайшего развития, воздействия на нарушенные компоненты речи с целью постепенного их формирования. Все занятия разработаны с использованием здоровьесберегающих технологий: смена статических и динамических поз; голосовые и дыхательные упражнения; подвижные игры речевого характера; упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Время проведения занятия 20 минут. Логопедическая работа осуществлялась различными методами, среди которых: артикуляционные упражнения; упражнения для развития дыхания и голоса; использование наглядности; различные компоненты игровой деятельности. В каждое занятие включены задания по формированию: словаря и активизации речи; лексико-грамматического строя речи; артикуляционной моторики; носового вдоха и ротового выдоха; мелкой и общей моторики; норм и правил поведения; а также созданы условия для позитивного эмоционального настроя. Для лучшего усвоения материала ребенком, некоторые элементы предыдущих занятий повторяются. Данный блок занятий может быть использован педагогами, логопедами, воспитателями для индивидуальной работы с детьми с похожим нарушением речи. Цель блока занятий: Активизация и обогащение речи ребенка. Задачи:
Ожидаемый результат:
В результате реализации данного блока занятий, у ребенка наблюдалась устойчивая положительная динамика. Поставленные задачи реализованы, цель – достигнута.
|