Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Разбакова Наталья Александровна | |||
25.03.2020 16:41 | |||
Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с Законом РФ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так, дети с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) могут посещать группы комбинированной направленности. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Согласно ФГОС ДО целевыми ориентирами речевого развития детей являются следующие достижения ребенка: достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача учителя-логопеда. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Наша связная речь состоит из двух частей –диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй — это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п. Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка. В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования различных описательных рассказов используются различные графические планы-схемы (картинки-символы, наглядный план, мнемо-таблицы). Умение точно лаконично и образно описывать предмет является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс коммуникации. Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Также ведется работа по обучению составления рассказов по картинкам-символам. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Ребенок излагает содержание текста и пользуется готовой речевой формой автора. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но сохранил основную лексику автора, сопереживал героям. При работе над пересказом конкретного текста сначала предполагается выразительное чтение рассказа (читает либо логопед, либо сам ребенок) с последующими ответами на вопросы по содержанию текста. При работе с неизвестными для ребенка словосочетаниями, встречающимися в рассказе, проводится работа по уточнению лексического значения выражений с поочередным и хоровым их проговариванием. После проведения словарной работы рассказ читается повторно с предъявлением опорных картинок для дальнейшего пересказа детьми по цепочке. Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по серии сюжетных картинок. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Список использованной литературы.
|