Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Арушанян Сатеник Грайровна | |||
11.03.2020 23:09 | |||
Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др. Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются:
Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа), позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.
Я же в своей работе применяю такие педагогические технологии, которые помогают максимально приблизить меня, как современного педагога, к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:
Актуальность технологий художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:
Игровая технология У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях. Более того, я в своей работе использую такие игровые приемы, как сюрпризный момент (в гости пришла Капелька, «Клякса-вредина» и т.п.), игровые ситуации ( «поможем Бусинке найти свой цвет»), которые служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик. Так же, на занятиях по изобразительному искусству я активно использую сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета и т.д. Технология исследовательской деятельности (экспериментирование) Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д. Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках. Игры с цветом:
Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В своей практике я использую разнообразные игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, эксперименты со смешиванием цветов, а так же различных пигментов и опыты с разными материалами. ИКТ технологии Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации дошкольников. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал. В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции. Технологии проектной деятельности Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. В начале учебного года мной был проведен проект «Осенний лист», проект был рассчитан не только на детей, но на их родителей. Был разработан план мероприятий, который включал в себя беседы, игры дидактические и подвижные, организованные тематические игры на прогулке, выставку и творческий мастер-класс совместно с родителями. Это позволило актуализировать детско-родительские отношения, раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, что в свою очередь позволило раскрыть творческий потенциала всех участников проекта. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием. Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей- воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности. Основные задачи:
В своей работе я использую такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями. Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Осень – это…», «Весна – это…». Часто применяю игры на противоположности, один объект – разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Таким образом, применение методов ТРИЗ в условиях современного детского сада, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков дошкольников. Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.
|