Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Деш Оксана Владимировна   
12.02.2020 19:43

«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способное изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость. Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

 

Первый этап:

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

Примерные упражнения

  1. Вдох и выдох через нос.
  2. Вдох и выдох через рот.
  3. Вдох через нос, выдох через рот.
  4. Вдох через рот, выдох через нос.
  5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап:

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Примерные упражнения, требующие оборудования

  1. «Перышко» — Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
  2. «Ветерок» — подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
  3. Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.
  4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
  5. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
  6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
  7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.

Примерные упражнения, не требующие оборудования

  1. «Пошумим» — громко вдыхать и выдыхать.
  2. «Хомячок» — пошмыгать носом с закрытым ртом.
  3. «Собачке жарко» — Часто подышать носом с высунутым языком.
  4. «Воздушный шарик» — резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

Третий этап:

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

Примерные упражнения

1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

2. Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» — Муха жужжит над ухом «дз-з-з» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Четвертый этап:

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

Примерные упражнения

  1. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
  2. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
  3. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

Пятый этап:

Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

  1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
  2. Пересказ сказок.
  3. Разучивание стихов.
  4. Пение.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год