«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Деш Оксана Владимировна | |||
12.02.2020 19:43 | |||
«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста» Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способное изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость. Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе. Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.
Первый этап: Цель: Улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. Примерные упражнения
Второй этап: Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Примерные упражнения, требующие оборудования
Примерные упражнения, не требующие оборудования
Третий этап: Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго. Сначала гласные, потом согласные. Примерные упражнения 1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков. «Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у». 2. Длительное произнесение согласных звуков. «Сердитая муха» — Муха жужжит над ухом «дз-з-з» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука. 3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?» Четвертый этап: Цель: Развитие речевого дыхания. Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы. Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов. Примерные упражнения
Пятый этап: Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
|