Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники. |
Развитие речи у детей | |||||
Автор: Устян Елена Борисовна | |||||
29.01.2020 22:19 | |||||
Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники. Тема: Пересказ сказки «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому) по ролям. Цель: Формирование навыков связного последовательного рассказа с опорой на графический план. Основные задачи:
Оборудование: магнитная доска, картинки – дупло, белка с бельчатами, схемы слов – признаков, слов – действий, схемы предлогов НА, В, ПОД, ЗА, ЧЕРЕЗ, С, ИЗ; полоски с кругами для составления рисованного плана рассказа на каждого ребенка и образцы рисунков для показа, простые карандаши, схема рассказа «Белка и волк». Ход занятия: 1. Вводная часть (организация детей). Создание эмоционального фона занятия. - Сегодня мы пойдем на прогулку. Отгадайте загадку и узнаете, где мы будем гулять. (загадка о лесе) - Что мы увидим в лесу? (загадка о дереве, затем о желудях). - Что за дерево перед нами? (дуб) - На дереве мы увидели отверстие. Что это? (дупло) Думаю, там кто-то живет. Отгадайте, кто живет в дупле? (загадка о белке) Весной одевается, осенью раздевается. (Лес) Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево) Все детки на ветках С рожденья в беретках. С дерева упадут – Береток не найдут. (Желуди) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубке летом. (Белка)
2. — Белка не выглядывает из дупла, прячется. Попробуем ее выманить. Мне кажется, белке понравится, если она поймет, что мы многое о ней знаем. А) Расскажите, белка какая? Этот знак обозначает слово, которое отвечает на вопрос Какая? (слово – признак) – рыжая, маленькая, шустрая, быстрая, длиннохвостая, ловкая, лёгкая, забавная, симпатичная, красивая, пушистая, прыгучая … Б) — Я слышу, как белка замерла и прислушивается к вашим словам. Давайте подберем слова — действия. Что белка делает? Этот знак обозначает слово – действие. Белка что делает? – спит, ест, прыгает, сидит, слушает, смотрит, прячется, убегает, заботится, запасает, линяет… В) — Белка еще внимательнее прислушивается. Думаю, она скоро уже выйдет из своего дупла. Предлагаю рассказать ей, где она может находиться на своем дубе. Мы будем использовать короткие слова, которые называются слова – предлоги. Мы можем рассказывать не только о самой белке, но и о ее детенышах. Как они называются? (бельчата, бельчонок) Логопед показывает схему предлога, дети называют, какой это предлог и составляют предложения типа: Белка сидит на еловой ветке. Белка спряталась в дупло. Бельчата укрылись от дождя под еловой лапой. Белка спрыгнула с дерева за шишкой. Бельчонок перепрыгнул через ветку. Белка выглядывает из дупла. За деревом мы увидели беличий хвост. 3. – Молодцы, ребята. Нашей белке очень понравилось, что вы много о её семье знаете. Она с удовольствием выйдет из дупла, да не одна, и послушает вас еще. (Логопед выставляет картинку Белка с бельчатами). - А мы сейчас расскажем еще больше о ней. Чтобы ничего не забыть сказать, мы нарисуем подсказку. Перед вами лежат полоски с кругами. В них мы нарисуем схемы слов, которые нужно не забыть. - Сначала нужно рассказать, это домашнее животное или дикое, и как называется ее дом. (Дети отвечают и рисуют ёлку с дуплом). - Затем мы расскажем, какие части тела есть у белки. (Дети отвечают и рисуют белку упрощенно из овалов). - Чем белка питается? (Дети называют орешки, шишки, желуди, грибы и рисуют схематично их). - Как называются ее детёныши? (Дети называют и рисуют 2 овала разных размеров). -Теперь мы можем составить маленький рассказ, ни о чем не забыв. Прослушивание 3 – 4 рассказов детей по схемам. 4. – Сейчас мы с белочкой поиграем и научим ее играть с пальчиками.
5. – Белке очень понравилось с вами, и она решила вам сделать подарок – рассказать сказку. А чтобы вы ее не забыли, она принесла подсказку. Рисовать ей трудно лапками, поэтому вместо рисунков у неё схемы – изображение того, о чем говорится в сказке. Я вам буду показывать схемы. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел её съесть. - Пусти меня, — просит белка. - Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно. - Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и никому зла не делаем. Вопросы к детям по содержанию сказки с показом схемы: - Как белка очутилась в лапах волка? - О чем попросила белка волка? - Что хотел узнать у нее волк, прежде, чем отпустит? - Белка сказала: «Тебе злость сердце жжёт». Чем можно обжечься? (огнём, кипятком, горячим чаем, паром) Это очень больно. А когда больно, хочется веселиться или плакать? Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт. 6. Повторное чтение сказки. 7. Пересказ сказки детьми по ролям. 8. Итог. Поощрение детей. Прощание белки с детьми.
|