Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Зимушка — зима» (с использованием мнемотаблиц) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кулешова Виктория Андреевна | |||
11.12.2023 23:51 | |||
Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Зимушка — зима» (с использованием мнемотаблиц) Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. Задачи: Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.
Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе. Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу. Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам. Ход занятия: 1. Организационный момент -Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте) Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте) Здравствуйте, взрослые! (Здравствуйте). Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся) - Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон. Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима) - Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон. - Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль.) - Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках). -Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку). -Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать). -Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. СЛАЙДЫ 2,3. -Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная). -Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме? 1. Какой пушистый, чистый снег! Кусты одеты в белый мех. Они стоят несмелые, Как медвежата белые. 2. Лютуют ночные морозы, Холодные ветры свистят. Осины. дубы и березы Под снегом пушистым стоят. -Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да) -Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова — отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад. СЛАЙД 4 Как на город и лужок выпал беленький... (снежок) Все бегут вперегонки и хотят играть в... (снежки) Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка) А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири) Словно в сказке, как во сне, землю покрывает... (снег). - Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному) Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками) Мы снеговика слепили (Имитирование лепки) Птичек крошками кормили (Крошащие движения) С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони) И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной) В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку) -Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся. Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи) Физкультминутка
И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения) Палка -вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук) Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны) Раз- присели. руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем. Раз, два, раз, два, шагает наша детвора. -Вот и в лес мы попали. СЛАЙД 5. Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка ей поет ей песню. Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили. МЕЛОДИЯ, ПРОСЛУШИВАНИЕ. (1мин. 13сек.) Обмен впечатлениями. -Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Мы его составим с помощью картинок. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию. «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму». Первичное восприятие прочитанного: - Кто пришел к нам в гости? — Чем зима накрыла землю? -Что происходит зимой? — Какие подарки принесла зима? — Для чего людям нужны эти подарки? — В какие зимние забавы можно играть зимой? Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу. Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу СЛАЙД 6: - Замечательно! Не удалось зиме запутать нас. И она отправила вам подарки, а какие- вы узнаете, отгадав загадки... Отгадки выводятся на СЛАЙД 7 Что за странный человек Пробрался к нам во двор теперь? Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету, Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
С неба падают зимою И кружатся над землёй, Лёгкие пушинки, белые … (Снежинки).
Тяжело нам в них ходить по асфальту летом, Но легко по льду скользить нам зимой при этом. (Коньки).
Носится, свищет, мечется, рыщет, Где пробежит, листик дрожит, Где пронесется, дерево гнется. (Ветер). Итог занятия. -Вам понравилась наша прогулка? Хотели бы еще раз вернуться в зимний лес? Мы обязательно еще не раз в него придем, чтобы стать ближе к природе, лучше ее узнать и понять. А сейчас пора возвращаться. Не будем мешать лесным обитателям и тревожить их покой. В награду зима не раз еще одарит каждого своими многочисленными подарками и, конечно, будет рада видеть и приветствовать всех в своих владениях. А после сна я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему "Прогулка в зимний лес", из которых оформим альбом.
|