Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Искусство говорить
Развитие речи у детей
Автор: Аксёнова Ирина Александровна   
20.01.2020 12:40

Искусство говоритьИскусство говорить

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых средств. С одной стороны – это формирование и формулирование мыслей, с другой – процессы восприятия и понимания. Язык – это система фонетических, графических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил и норм речевого общения. Говорить – значит непосредственно владеть устной речью. Говорение обеспечивает устное общение с окружающими. Говорение и слушание – устная речь, чтение и письмо – письменная речь. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос. В целом – это мастерство публичного выступления посредством языковых конструкций на основе правил ораторского искусства. Дикция – умение чётко произносить звуки, слоги и слова.

 

Скачать конспект

Что самое главное в речи?

Произносительная сторона речи Культура речи Звуковая культура речи Звукопроизношение Интонация — Культура речи – это степень соответствия речи нормам орфоэпии, словоупотребления, грамматики, установленным для данного языка. Способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи. — Звуковая культура речи – правильное произношение звуков в разных ситуациях Звуковая культура речи включает в себя два аспекта: Ритмико-мелодическую сторону речи (интонацию) Звуки речи (система фонем) — Интонация – совокупность звуковых средств языка, которая выполняет несколько ролей

Интонация — совокупность звуковых средств языка, которая выполняет несколько ролей: 1. Фонетически организует речь; 2. Устанавливает смысловые отношения между частными фразы; 3. Сообщает фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; 4. Является средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.

Интонация Ударение – языковое явление, в основе которого лежит интенсивность и сила звука. Для интонирования речи значимы: словесное ударение; смысловые ударения (синтагматическое, фразовое, логическое) Мелодика речи – тональный контур речи, модуляция высоты основного тона голоса при произношении высказывания (повышение или понижение). На высоту голоса влияет психическое состояние человека. Темп речи – скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных её отрезков. Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания (по разным данным, норма темпа речи – от 9 до 14 зв. в секунду. Условие для нормального темпа речи – это соотношение процессов возбуждения и торможения в КГН. Если эти процессы нарушены, то выделяют: брадилалию, тахилалию, заикание) Тембр – дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. Может меняться с возрастом, влияет психическое и физическое состояние говорящего (визгливый, неприятный, бархатный, мягкий). Пауза – интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (психологическая пауза)

Функции компонентов интонации: Коммуникативная Смысло-различительная Кульминативная (выделительная) Объединительная (синтезирующая) Разграничительная Экспрессивная Эмоциональная

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ зависит от сформированности системы фонем, правильности их произношения. Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый несколькими отделами речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Отделы речевого аппарата энергетический (дыхательный) генераторный (голосообразовательный) резонаторный (звукообразовательный) В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный и голосообразующий аппараты.

Артикуляционный аппарат включает активные и пассивные органы артикуляции. Активные органы артикуляции выполняют главную работу при образовании звуков и включают в себя: язык, губы, маленький язычок, мягкое нёбо, нижняя челюсть. Пассивные органы включают в себя: зубы, твёрдое нёбо, альвеолы, верхняя челюсть. Голосообразующий аппарат включает голосовые складки, заднюю стенку глотки, надгортанник, гортань. Резонаторы – носовой и ротовой.

При отсутствии правильной и активной работы артикуляционного аппарата говорят о нарушении дикции. Дикция (от лат. diction – произнесение речи) – важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчётливо произносить звуки, слоги и слова. Проблемы с дикцией возникают из-за неправильного звукопроизношения (шипение, присвистывание, «проглатывание звуков», произношение одного звука вместо другого). Чтобы избежать данных проблем, необходимы специально развивать мышцы губ, языка. Чтобы добиться чёткой и внятной дикции, используются определённые упражнения: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год