«Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кружкова Татьяна Владимировна | |||
21.12.2019 10:14 | |||
«Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников» Ростовская обл., г. Таганрог МБДОУ д/с №65 «Буратино» Воспитатель: Кружкова Татьяна Владимировна Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенциалов ребенка, его индивидуальности. Развитие речи не стихийный процесс. Оно требует постоянного руководства. Каковы же условия успешного развития речи?
Ведущий вид деятельности детей – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике представляли собой систему дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, где ребенок проявлял творчество. Проделать то или иное действие: он в конце рассуждает, делает собственные умозаключения, выводы и выражает их в речи. Специально были разработаны и подготовлены игры, с помощью которых на занятиях ФЭМП создается ситуация, где ребенку требуются собственные рассуждения. Например: «Составь цифру», «Вчера, сегодня, завтра», «Где фигура», «Волшебная 8» В.В. Воскобовича и др..
Часто на занятиях по математике предшествовала предварительная работа по чтению худ. литературы и обсуждению прочитанного. А само занятие является разыгрывание истории, сказка с продолжением. Где проводилась предварительная работа, чтение сказок с последующим вспоминанием сказки с помощью иллюстрации и задаванием вопроса по ней. При этом используя на занятиях сказочных персонажей, дети вели себя раскрепощённо, заинтересованно. Изучая порядковый счет, вспоминаем сказки: «Репка», «Теремок» и др. сказки. С помощью пальчикового театра разыгрываем сказку по ролям, одновременно считая и четко произнося имена сказочных героев. Используя пересказ отрывков произведений на занятиях ФЭМП, явилось хорошим способом овладения связной и диалоговой речи. Так же предварительной работой к занятиям по ФЭМП нередко служила сюжетно — ролевая игра. Умение обобщать предметы по общему признаку было организованно по многим темам. Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и повторить и закрепить ранее изученные слова; так же подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Огромный интерес у детей вызывало «путешествие». Во время таких путешествий: на поезде, автобусе, построенном из стульев; у детей формировались не только навыки количественного и порядкового счета, но ребята представляли, что они могли увидеть в окно слева и справа. Таким образом, у детей формировалось представление об ориентации в пространстве и при этом каждый ребенок имел возможность по фантазировать и выразить свои мысли в слух. На занятиях по ФЭМП имеет огромное значение использование раздаточного материала. Исследуя различные математические объекты, изображенные на карточках, дети учились находить логические закономерности, выражать умозаключения с помощью речи. Например: «Математическое лото», игры В. В. Воскобовича, палочки Кюизенера и т. д.. Во время таких игр ребёнок раскрепощается и легко идёт на контакт с воспитателем или со сверстниками. Так же можно проделать то или иное действие в игре и ребёнок в конце игры рассуждает самостоятельно, делает собственные умозаключения, выводы и выражает их в речи. При этом подобрав актуальный по теме раздаточный материал и который пересекается с лексической темой, ребёнок меньше волнуется, но при этом будет выполняет задания сам. Всегда что то новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается. Таким образом, развитие речи у ребёнка непосредственно связано с игрой. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольника мышления и связной, диалоговой речи. У ребенка развивается стремление помочь другому ребёнку, радоваться его успеху. Открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности, формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности. Чем больше ребёнок играет, тем больше он говорит слов.
|