Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Медведева Наталия Васильевна | |||
12.11.2019 15:24 | |||
Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста Медведева Наталия Васильевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета Аннотация: в статье описывается метод сказкотерапии как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста. В настоящее время вопрос речевого развития дошкольников особенно актуален среди педагогов. Особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного возраста, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для развития словаря. Если в дошкольном учреждении и дома не ведётся достаточная работа в этом направлении, большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь является одной из причин школьной неуспешности.
Именно в детском саду создаются наиболее благоприятные условия для формирования устной речи детей. Согласно ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» является основой — необходимым условием и спутником в освоении других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом. Повсеместное распространение и активное внедрение компьютеров, планшетов, смартфонов в бытовую жизнь ребенка только усугубляет речевые нарушения – речь интонационно не выразительна, словарный запас беден, связная речь отсутствует, грамматический строй нарушен. Совокупность этих явлений является большой проблемой современного общества. В арсенале педагога существует множество методик и приемов, направленных на понимание, расширение и активизацию словаря дошкольников, применение их происходит систематически и беспрерывно. Особая роль в этом вопросе отводится применению детской художественной литературы, а именно сказок – метод сказкотерапии. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказкотерапия позволяет реализовать следующие задачи по обогащению словаря детей дошкольного возраста:
Используя этот метод в своей работе, педагог реализует как познавательные, так и образовательные задачи: - познавательная функция. Именно благодаря чтению сказок, дети открывают для себя чудесный мир, который они не знают и никогда не видели. Читая с ребёнком, взрослый помогает ему узнать о том, что, возможно, ребёнок никогда не увидит. - воспитательная функция. При чтении сказки родители или педагоги начинают от простых элементарных образов, постепенно усложняя произведения. Этот процесс помогает ребенку изучать правила жизни в обществе и коммуникацию с окружающими его людьми. По мнению Т. Л. Божинской, «сказка, неизменный спутник детства». Применяя в работе с детьми сказки взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, обогащает речь и расширяет его словарь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, то есть она играет немаловажную роль во всестороннем развитии детей. Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного подробно обсуждается и анализируется, обязательно делаются выводы, задаются вопросы, благодаря которым выявляется степень понимания текста ребенком. В ходе данной деятельности речь не только насыщается новыми словами, но и возрастает понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто возникает необходимость визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать, этот процесс тренирует ребенка в пересказывании. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс сказкотерпии, в качестве мотивации можно использовать викторину, иллюстрации, костюмы героев и многое другое. Дошкольникам можно предложить самостоятельно развить часть сюжета или же сочинить всю сказку целиком, что несомненно способствует развитию фантазии, воображения. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении. Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Обязательно вместе с детьми нужно побеседовать о прочитанном произведении, задавать вопросы об услышанном, уточнять, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Это приучит дошкольников делать анализ смысла текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате к школе ребёнок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка. Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение. Потенциал сказкотерапии в дошкольном учреждении поистине огромен. Благодаря ее многогранности, развитие дошкольников происходит всесторонне: помимо обогащения духовно-нравственного мира ребенка, расширяется и активизируется словарь. Речь ребенка наполняется богатыми образными выражениями, формами слухового и зрительного русского литературного языка. Мыслительные процессы совершенствуются, что способствует построению словесных логических умозаключений между явлениями и предметами. Возрастает речевая активность во время пересказывания, а так же выразительность речи. Уникальность метода сказкотерапии заключается в том, что он позволяет в полной мере развивать не только речь ребенка, но и связанные с ней психические процессы, что в свою очередь ведет к успешному усвоению материала в школе.
|