Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Медведева Наталия Васильевна   
12.11.2019 15:24

Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возрастаСказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Медведева Наталия Васильевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

Аннотация: в статье описывается метод сказкотерапии как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

В настоящее время вопрос речевого развития дошкольников особенно актуален среди педагогов. Особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного возраста, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для развития словаря. Если в дошкольном учреждении и дома не ведётся достаточная работа в этом направлении, большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь является одной из причин школьной неуспешности.

 

Именно в детском саду создаются наиболее благоприятные условия для формирования устной речи детей. Согласно ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» является основой — необходимым условием и спутником в освоении других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом. Повсеместное распространение и активное внедрение компьютеров, планшетов, смартфонов в бытовую жизнь ребенка только усугубляет речевые нарушения – речь интонационно не выразительна, словарный запас беден, связная речь отсутствует, грамматический строй нарушен. Совокупность этих явлений является большой проблемой современного общества.

В арсенале педагога существует множество методик и приемов, направленных на понимание, расширение и активизацию словаря дошкольников, применение их происходит систематически и беспрерывно. Особая роль в этом вопросе отводится применению детской художественной литературы, а именно сказок – метод сказкотерапии. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказкотерапия позволяет реализовать следующие задачи по обогащению словаря детей дошкольного возраста:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Активизация словаря.

Используя этот метод в своей работе, педагог реализует как познавательные, так и образовательные задачи:

- познавательная функция. Именно благодаря чтению сказок, дети открывают для себя чудесный мир, который они не знают и никогда не видели. Читая с ребёнком, взрослый помогает ему узнать о том, что, возможно, ребёнок никогда не увидит.

- воспитательная функция. При чтении сказки родители или педагоги начинают от простых элементарных образов, постепенно усложняя произведения. Этот процесс помогает ребенку изучать правила жизни в обществе и коммуникацию с окружающими его людьми.

По мнению Т. Л. Божинской, «сказка, неизменный спутник детства». Применяя в работе с детьми сказки взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, обогащает речь и расширяет его словарь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, то есть она играет немаловажную роль во всестороннем развитии детей.

Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного подробно обсуждается и анализируется, обязательно делаются выводы, задаются вопросы, благодаря которым выявляется степень понимания текста ребенком. В ходе данной деятельности речь не только насыщается новыми словами, но и возрастает понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто возникает необходимость визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать, этот процесс тренирует ребенка в пересказывании. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс сказкотерпии, в качестве мотивации можно использовать викторину, иллюстрации, костюмы героев и многое другое. Дошкольникам можно предложить самостоятельно развить часть сюжета или же сочинить всю сказку целиком, что несомненно способствует развитию фантазии, воображения. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении.

Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Обязательно вместе с детьми нужно побеседовать о прочитанном произведении, задавать вопросы об услышанном, уточнять, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Это приучит дошкольников делать анализ смысла текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате к школе ребёнок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.

Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение.

Потенциал сказкотерапии в дошкольном учреждении поистине огромен. Благодаря ее многогранности, развитие дошкольников происходит всесторонне: помимо обогащения духовно-нравственного мира ребенка, расширяется и активизируется словарь. Речь ребенка наполняется богатыми образными выражениями, формами слухового и зрительного русского литературного языка. Мыслительные процессы совершенствуются, что способствует построению словесных логических умозаключений между явлениями и предметами. Возрастает речевая активность во время пересказывания, а так же выразительность речи.

Уникальность метода сказкотерапии заключается в том, что он позволяет в полной мере развивать не только речь ребенка, но и связанные с ней психические процессы, что в свою очередь ведет к успешному усвоению материала в школе.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. –400с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова – М.: Просвещение, 2001. – 285 с.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472с.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки/ Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Рудаков – М.: АСТ, 2016. –96 с.
  5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
  6. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи/ О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
  7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2004. – 216с.
  8. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности/ А. А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с.
  9. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок/ А. И. Максаков. – М.: Просвещение, – 2003. – 159с.
  10. Максаков, А. И. Учите, играя/ А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.
  11. Мешкова, Л. В. Развитие речи детей/ Л. В. Мешкова. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
  12. Развитие речи у детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 223с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год