Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Фендрикова Ирина Владимировна | |||
29.10.2019 13:09 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш». Автор: Ирина Фендрикова Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки на звук «Ш», пособия для звукового анализа слова на каждого ребёнка, пособие «Звуковой цветочек», цветные карандаши, «зашумлённые» картинки и шаблоны к ним на каждого ребёнка, зеркала, покрытые мелом, магнитная доска с цветными магнитами, ноутбук с образовательной программой: «Уроки Тётушки Совы». Предварительная работа. Учитель-логопед беседует с подгруппой детей о том, где «живут» буквы; какие гласные буквы они знают; с какой буквой знакомились на предыдущем занятии. Просмотр 1 части образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы». Ход занятия. Учитель-логопед обращается к детям: «Ребята, сядьте, пожалуйста, за столы и посмотрите на себя в зеркало. Улыбнитесь! Давайте сделаем артикуляционную гимнастику: «Толстые внуки». (Дети выполняют). А теперь приготовьте ладошки. Пальчиковая гимнастика: «Дружат в нашем садике девочки и мальчики». Учитель-логопед предлагает сделать фонетическую зарядку. (На экране ноутбука: «Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова». Н.П. Кочугова, М., Аркти, 2009.) Учитель-логопед: «А теперь послушайте стихотворение: Пляшут мышки-шалунишки Какой звук слышится чаще других?» Дети: «Ш»! Логопед: «Правильно! Звуки мы говорим и слышим. Вот и сейчас мы услышали звук –Ш-! Давайте его произнесём и посмотрим на себя в зеркало: губки округлены и вытянуты вперёд, широкий язычок образует во рту «Чашечку», из ротика выходит тёплый воздух – подставьте ладошку и убедитесь в этом. А горлышко работает? Положите ладошку на горлышко. Нет, оно не работает. Звук –Ш- глухой. А его можно спеть? Нет, значит он какой?» Дети: «Согласный». Логопед: «Правильно. Ребята, представьте, что у вас в руках шарик, давайте попробуем его надуть. Набираем воздух через носик – выдыхаем отрывисто: ш-ш-ш. Вдруг шарик лопнул и из него плавно выходит воздух. Опять набираем через носик воздух и плавно выдыхаем: шшш… Молодцы! Давайте ещё раз надуем шарик (повторение дыхательного упражнения 2-3 раза). Итак, ребята, скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук –Ш-, горлышко работает?» Дети: «Нет!» Логопед: «Значит он какой? И можно ли его спеть?» Дети: «Звук — Ш- глухой, его спеть нельзя. Он согласный». Логопед: «Очень хорошо, что вы всё запомнили. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Тётушка Сова. Давайте послушаем её приветствие». (Включается 2я часть: образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). Логопед: «Она принесла нам картинки. Давайте назовём их и подумаем, есть ли в них звук –Ш-? Какая картинка будет лишней и почему? (Дети называют картинки: шахматы, шуба, шапка, диван, душ, кошка, штанга, гармошка. Лишняя диван, потому что там нет звука –Ш-). Логопед: «А ещё тётушка Сова хочет посмотреть, как вы определяете место звука в слове. У меня картинки с окошечками. Сейчас я раздам вам их, мы посмотрим на картинки и будем двигать окошки в ту клеточку, где стоит звук –Ш-: в начале слова, в середине или в конце слова. (Детям раздаются карточки с двигающимися окошечками. Дети определяют, на каком месте – в начале, в середине или в конце стоит звук в словах: «шуба», «душ», «кошка»). Физминутка: «Буратино»: Учитель-логопед: «Ребята, представьте, что в воздухе летают разные невидимые звуки, я попробую их поймать, а вы мне поможете составить из них слова: К, А, Ш, А; (каша); Ш, У, Б, А; (шуба); Ш, К, А, Ф; (шкаф); К, О, Ш, К, А; (кошка). Ребята, Тётушка Сова хочет рассказать нам интересную историю, давайте послушаем. (Включается 3я часть образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). О какой букве она говорит?» Дети: «О Букве «Ш». Логопед: «Правильно. Вот и у нас есть эта буква: Буква «ША» с тремя шипами, не хватай её руками! Ребята, у меня есть вот такие Волшебные Мольберты. Давайте попробуем нарисовать портрет буквы «Ш». Какие у всех разные красивые портреты буквы «Ш» получились! Замечательно! Мы устроим в группе картинную галерею. Назовите слова на букву «Ш», о которых говорила Тётушка Сова. (Дети называют). Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Давайте вместе почитаем. Подойдите ко мне. Посмотрите на жёлтый кружок на доске: Шланг цветы решил полить – букву Ш с гласными соединить, Он полил цветочек с А – почитаем, дети: -ША! Он полил цветочек с О – почитаем дети: -ШО! Он полил цветочек с У – скажем, дети, громко: -ШУ! Он полил цветочек с Э – Скажем тихо, дети: -ШЭ! (В центре магнитной доски помещён жёлтый кружок с буквой «Ш». Во время чтения стихотворения к нему крепятся магнитами лепестки с гласными звуками). А вот прилетела бабочка и села на цветочек с гласной «А» – что получилось?» Дети читают: «ШАР». Учитель-логопед: «А вот на цветочек с буквой «У» села другая бабочка». Дети читают: «ШУМ». (На бабочках буквы «Р» и «М». Они также магнитами крепятся к лепесткам цветка). Учитель-логопед: «На ваших столах лежит интересная картинка и шаблоны к ней. Догадайтесь, что на картинке нарисовано и подберите правильный шаблон. Ребята, у вас на столах ещё одно задание Тётушки Совы. На листочках нарисована загадочная картинка. Посмотрите внимательно. На ней нарисованы буквы, но они так перемешаны! Возьмите любой цветной карандаш и раскрасьте буквы «Ш». Кто больше?" Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями Тётушки Совы. А теперь давайте с ней попрощаемся. В следующий раз она прилетит к нам снова!»
|