Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||
Автор: Кидярова Екатерина Евгеньевна | |||||||||||||||
29.09.2019 06:58 | |||||||||||||||
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ №19, г. Пенза Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, а также обогащение активного словаря детей. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность, меткость, информативность, но и особую выразительность, красочность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку. Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей? Например: белый (снег), огромная (страна), сильное (желание), железная (кровать), медвежья (берлога), дядин (голос), материнская (любовь). В работе над обогащением и активизацией словаря прилагательных мы придерживаемся методических рекомендаций В.В. Гербовой.
В своей работе по обогащению, закреплению и активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста мы применяем метод моделирование игровых обучающих ситуаций. Игровая обучающая ситуация (ИОС) — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются игровые принципы, реализация которых происходит в условиях не регламентированной деятельности. ИОС включает такие структурные элементы игры, как: сюжет, роли, игровое действие, игровое взаимоотношение. От обучения в ИОС такие элементы: дидактическая задача, реальное действие, реальное взаимоотношение, результат. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное желание детей поиграть. ИОС позволяют реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. В модель сценария активизирующего общения можно включать несколько блоков вопросов. Например, ИОС «День рождения куклы Насти»: 1) поздравление (вопрос: какую хотим видеть именинницу? – красивой, здоровой, счастливой, веселой и др.); 2) угощение (вопрос: каким тортом бывает на праздничном столе? – банановый, ванильный, шоколадный, мармеладный и др.); 3) настроение (какое настроение у гостей на празднике – радостное, веселое, светлое, праздничное, лучезарное); 4) посуда (какую посуду ставят на праздничный стол – новую, чайную, нарядную, чистую и др.). ИОС «Осень в гости к нам пришла»: 1) листья (какие листья осенью? – разноцветные, золотые, багряные, жухлые, увядшие и др.); 2) Осень (какая Осень бывает в зависимости от погоды? – унылая, грустная, дождливая, золотая, красивая и др.); 3) овощи (какие овощи принесла Осень? – полезные, вкусные, хрустящие); 4) фрукты (какие фрукты осенью? – аппетитные, ароматные, сочные, душистые и др.). ИОС «Путешествие в цветочное царство»: 1) солнце (какое солнце летом? – жаркое, теплое, лучистое, доброе, золотое и др.); радуга (назовите цвета радуги? – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); дождь (каким бывает летний дождь? – теплым, озорным, долгожданным, прохладным и др.); цветы (какие цветы? – ароматные, душистые, красочные, разноцветные, яркие и др.). В сценарий ИОС обязательно включаем разные виды деятельности: изобразительной (дорисовать отбитые ручки чашек для бабушки Федоры), обследование предметов (веществ) (потрогать снег в шкатулке у Снежной Королевы), имитационные упражнения (изобразить листочки Золотой Осени), дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот», «Что бывает таким» и др. В работе по обогащению словаря прилагательных применяем 3 типа игровых обучающих ситуаций: 1) ИОС с игрушкой (мягкая, резиновая); 2) ИОС с персонажем; 2) ИОС – путешествие. Особое выделяю ИОС с персонажем. Первый тип строится на использовании игрушек. Примеры ИОС: «Поможем котенку найти маму» (обогащение и активизация прилагательных: пушистый, ласковый, грустный, мягкие, острые); «Заколдованные игрушки» (плюшевый, резиновый, деревянная, пластмассовые). Второй тип строится на использовании персонажей литературных произведений, мультфильмов, знакомых детям. Примеры ИОС: «Поможем бабушке Федоре» (обогащение прилагательных: кухонная, столовая, чайная); «Здравствуй, Карлсон» (прилагательные: вкусное, аппетитные, сладкие, ароматные). Третий тип ИОС – игра в путешествие. Например: «В гости к Снежной Королеве». Эта ИОС предполагает остановки «Школа снеговичков» (прилагательные: веселые, забавные, смешные); «Снежная» (прилагательные: липкий, мокрый, холодный, чистый), «Вьюжная» (прилагательные: морозная, холодная, снежная, суровая). Указанные типы ИОС можно применять на каждом этапе дошкольного детства, но вводить разных героев, наполнять сценарий активизирующего общения разным содержанием, учитывая возрастную адресность. Таким образом, метод моделирования игровых обучающих ситуаций занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Данный метод позволяет обогащать словарь детей дошкольного возраста новыми прилагательными, закреплять и уточнять значений прилагательных, уже имеющихся в лексике; активизировать словарь прилагательных. Список литературы:
|