Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Свинцова Наталья Александровна | |||
28.08.2019 23:08 | |||
Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Речь является ключом к познанию окружающей действительности. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. Уровень развития речи во многом определяет дальнейшие успехи ребёнка при обучении в школе, его социальную адаптацию и для комфортного общения с окружающими. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Дети с ОНР малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для детей с нарушением речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии. Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и во время непосредственно образовательной деятельности. Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи был непосредственно связан и с учетом изменений требований к содержанию дошкольного образования. Я пришла к выводу, что необходимо изменить способы и средства взаимодействия с детьми по речевому развитию. Таким средством могут являться инновационные технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ. Средства ОТСМ-РТВ-ТРИЗ включают в себя внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи, мышления, воображения, творческих способностей детей. ОТСМ-РТВ-ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по мнению практиков (Крохиной И.Н., Кондрашиной О.Е.) даёт несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, а также условий для развития образной стороны речи детей. Одним из средств развития речевых способностей детей является метод «Каталога», который не только обогащает словарь детей, совершенствует связную речь, но и позволяет детям самим создать творческий продукт. Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, с помощью какой-либо книги. Сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Алгоритм составления сказки
Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (радость, удивление, радость, страх и т.д.). «Составление сказок с помощью метода «Каталога» в старшей группе Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания. Задачи: Образовательные:
- формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели); их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место). Развивающие:
Воспитательные:
Материал: книга, пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки Ход деятельности Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает, что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у Дашиной бабушки? (выделение проблемы). - А вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают) Ребята, давайте превратимся в сказочников и сочиним сказку. - Как мы начнем нашу сказку? - Жил-был. Кто? (главного героя находим в книге) - Какой он был? - Пошел гулять (путешествовать) куда? - Встретил злого кого? - Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - У нашего героя был друг? Кто? - Что стало со злым героем? - Что они стали делать? - Как назовем нашу сказку? (придумываем название) (Собираем в единое целое ответы, найденные в книге). Один или несколько детей восстанавливают текст получившейся сказки. Получилась сказка, которую бабушка сможет рассказать своей внучке Даше. - Давайте вспомнить, на какие вопросы мы отвечали с помощью книги? Такая интересная сказка получилась, вот бы увидеть героев из новой сказки. Давайте их слепим. Каких героев из новой сказки вы хотите слепить? Физминутка Мы по сказке походили, все в ней круто изменили. Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали. Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз. На два поднимались, всем поулыбались. И опять потопали, и ручками похлопали. Вот какие молодцы. Вот какие удальцы! Организация продуктивной деятельности Лепка героев из получившейся сказки. - Хотите ли вы подарить своих героев девочке Даше?
|