«Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна | |||
21.08.2019 17:53 | |||
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Авторы:
В этом учебном году большое внимание в своей работе мы уделяли речевому развитию детей в разных видах деятельности. Работая над речевым развитием детей, ставили перед собой цель — способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности. Задачи: создать в группе развивающую среду; развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; развивать мелкую моторику рук. В своей работе используем различные методы: наглядный; практический; словесный.
Свою работу мы ведем по следующим направлениям:
В своей практике мы используем игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия. Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности. В своей работе мы уделяем внимание звуковой культуре речи. Работаем над уровнем развития речевого слуха, учим произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, над звукопроизношением. Качество и результативность проводимой нами работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой центр, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. 1. Речевое развитие детей в игровой деятельности. Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. В таких играх как «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живет», «Часы», «Позови цыплят» — мы закрепляли правильное произношение звуков. Игры «Громко-тихо», «Весело-грустно», «Ветер-ветерок» использовали для того, чтобы научить детей управлять собственным голосовым аппаратом. Используя дидактические игры, проводили работу над грамматическим строем речи: изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинны хвост); активизации в речи ребенка пространственных предлогов. (в, на, за, под, около); усваиванию форм родительного падежа единственного и множественного числа. (не стало утят, игрушек, тапочек) в таких дидактических играх, как «Чего не стало», «Где же наши ручки». Большая работа проводилась по обучению разным способам словообразования (заяц – зайчонок — зайчата, сахар-сахарница, хлеб-хлебница, а также образование звукоподражательных глаголов (воробей чирикает, поросенок хрюкает). Игры «Что за предмет», «Кто, что умеет делать» учат различать предметы по существенным признакам. С помощью дидактических игр «Что сначала, что потом», «Скажи, что делаем и что будем делать» учили детей видеть начало и конец действия, раскладывая картинки. Знакомили детей с обобщающими понятиями. В этом помогают игры «Ассоциации», «Что лишнее», «Разложи по корзинкам». Учили различать слова с противоположным значением «Скажи наоборот», «Большой — маленький», «Высокий – низкий». Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. Подвижные игры. Во время игры мы стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. 2. Речевое развитие детей в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии. 3. Речевое развитие детей в трудовой деятельности. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим лучок…», «В цветнике мы высадили петунию, астры». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть». Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук. Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов. В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей. 4. Речевое развитие детей в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.
|