Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи «Зимующие птицы наших лесов» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Колоколова Марина Владимировна | |||
10.04.2019 21:35 | |||
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи «Зимующие птицы наших лесов» Аннотация: Данные об авторе: Колоколова Марина Владимировна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск, педагогический стаж работы – 33 года, образование: высшее. Пояснительная записка: Комплексно-тематический принцип предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности вокруг изучения одной темы. Комплексно-тематический план ООП ДО состоит из блоков, один из которых знакомит детей с объектами живой природы, в том числе и с птицами. Дети знакомятся с понятиями «птицы» (особенности внешнего вида, оперения, передвижения и т.д.). Проводится дифференциация «зимующие птицы» и «перелётные птицы», а также большая работа по активизации и уточнения, обогащения словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
На данном занятии используется индуктивный метод подачи материала (от частного к общему). Мотивационной составляющей данного мероприятия является личная заинтересованность ребёнка к происходящему. Культурные практики на занятии: коммуникативная деятельность на основе познавательно-исследовательской деятельности. Культурно-смысловой контекст (детская цель) — изготовление энергетической кормушки, очень ценностная составляющая занятия, несёт для детей нравственный смысл — воспитание любви к природе, понимание, чем сам ребёнок может помочь птицам. Новизной в мероприятии является внесение зимующей птицы в группу. Такой приём практически не используется в дошкольных учреждениях, в связи с запретом СанПин. Актуальным на современном этапе является использование деятельностно-компетентностного подхода, который сочетает в себе использование педагогических технологий, методов и приёмов, способствующих формированию таких ключевых компетенций у дошкольников, как познавательные, коммуникативные, социальные, регулятивные и т.д. На всём протяжении занятия через разнообразные формы работы происходит поддержка детской инициативы, познавательной активности, самостоятельности. Данная технологическая карта станет хорошим подспорьем в работе педагогов дошкольных учреждений. Педагоги могут восполнить дефициты в профессиональных компетенциях, связанных с умением организовывать разнообразные виды детской деятельности, направленных на экологическое образование детей дошкольного возраста. Вид занятия: ознакомление с окружающим и развитие речи Возрастная группа: дети подготовительного возраста (6-7 лет) Методы: наглядно-демонстрационные, словесные, практические. Педагогические технологии: социо-игровые приёмы (работа в малых группах – компаниях, смена минзансцен), информационно-коммуникационные (слайдовая презентация, видео зарисовка, звукозапись). Тема Зимующие птицы наших лесов Культурная практика Коммуникативная практика на основе познавательно-исследовательской практики Культурно – смысловой контекст Изготовление энергетической кормушки Цель Расширение представлений о зимующих птицах нашего края и способах помощи им в зимнее время. Образовательные задачи Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты Формирование компетенций у детей: Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
- могут пробовать, не боясь, что не получиться. Организация пространства — задействовано всё пространство группы; - смена мизансцен в течение всего занятия. Предварительная работа Наблюдение за птицами при посещении ЭБЦ, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе, загадывание загадок, составление карты «Зимующие птицы», фиксирование наблюдений в индивидуальных дневниках; Оборудование Слайдовая презентация, видеофрагмент, клетка с птицами, картинки птиц, дневники наблюдения, карандаши, клей, разрезные картинки, схемы для составления загадок, Для «энергетической» кормушки: маргарин, батон, семена подсолнуха, зёрнами пшеницы, мешки одноразовые, Литература: Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — Издательство «ЛИНКА_ПРЕСС», 2012. – 2018 с.
|