Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
Развитие речи у детей
Автор: Липина Елена Владимировна   
26.01.2019 09:35

Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»

СЛАЙД 1:

Тема моего сегодняшнего сообщения: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития».

СЛАЙД 2:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования описывая целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включает умения ребенка владеть диалогической речью. Речь является основанием для развития таких видов детской деятельности как: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

 

Скачать презентацию

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Исходя из задач программы От рождения до школы, по речевому развитию, на основе которой разработана ООП нашего ДОУ, я строю свое планирование работы с детьми в данной области.

СЛАЙД 3:

Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и во время режимных моментов.

Так же обращаясь к Стандарту, в котором говориться о том, что ООП должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, мне удалось сформулировать цель своей работы по развитию диалогической речи детей: обеспечение процесса развития диалогической речи дошкольников через формы речевого развития.

СЛАЙД 4:

Для успешного развития у детей диалогической речи наряду с работой воспитателя группы большое значение имеет речевое общение детей друг с другом, с педагогами детского сада и с родителями в повседневной жизни.

СЛАЙД 5:

В ходе развития диалогической речи детей я использую методы, разработанные Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой. Разрешите мне рассказать о каждом методе более подробно.

СЛАЙД 6:

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и во время НОД является беседы воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

Я разговариваю с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит ко мне с каким-нибудь вопросом или сообщением, но обычно именно я являюсь инициатором бесед. Беседы могут быть запланированными и непреднамеренными. Запланированные беседы планируются мной заранее. Непреднамеренные – возникают по инициативе детей или меня во время прогулок, игр, режимных процессов.

СЛАЙД 7: Для формирования диалогической речи я использую так же приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Я прошу повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения всегда узнаю у ребёнка, как он с ним справился.

Следующий, используемый мной метод, это метод чтение, описаный Тихеевой Елизаветой Ивановной в книги «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)».

Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют моим воспитанникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

СЛАЙД 8: Целенаправленное обучение диалогической речи происходит и во время речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Образовательная ситуация позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения.

Участие детей в ситуациях – проблемах способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях я привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их.

Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение. У меня имеется картотека ситуаций-проблем, например, такая ситуация, которую должен решить ребенок, объяснив ее кукле-Незнайке звучит так: «В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?» Так же проблемные ситуации решаются детьми во время мотивации занятия, в которой необходимо предложить помощь герою в решении его проблемы.

Ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его. Данная речевая ситуация может хорошо прослеживаться во время рефлексии на занятиях, где ребенок может самостоятельно проанализировать полученную информацию и оценить ее.

СЛАЙД 9: Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Я использую подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры- инсценировки и игры-драматизации. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

СЛАЙД 10:

Организация пространства общения.

Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому в групповой комнате я организовала мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и другое, в группе есть мольберты, фланелеграф, магнитные доски.

Для того чтобы дети обжили пространство общения я побуждаю их к самостоятельному пользованию различных центров группы; объединяю детей в инсценировках, игра; вовлекаю родителей в жизнь детского сада.

Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста.

СЛАЙД 11: Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи провожу в жанре сценариев активизирующего общения.

Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

  • мотивация
  • слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка)
  • элементы костюма воспитателя и детей

- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

СЛАЙД 12: На этом слайде разрешите задержать ваше внимание на планировании образовательной деятельности, где красной чертой проходит развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 13: Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, я провела анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

70% родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;

60% родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;

30% родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;

75% родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;

85% очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).

Проанализировав данные анкеты, я опередила проблемное поле и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии диалогической речи детей». Целью данного собрания было – объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития диалогической речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем.

В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В дальнейшем я размещала информацию следующего характера: книги, которые следует читать детям; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки и другое. Так же на стенде размещается информация по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

Следующая форма работы с родителями – день открытых дверей. Здесь родители получили возможность увидеть непосредственно — образовательную деятельность, в процессе которой я показала, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

СЛАЙД 14:

Завершая свое выступление, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на воспитателя. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятии они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строим свою речь мы, воспитатели: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…", «ОНА меня обидела» и т.д. Стоит только исключить воспитателю из своей речи глаголы в прошедшем времени: "СелиЛИ…", "ДостаЛИ карандаши…" и отражать в словах факт своего сопричастия к обучению, совместного сотрудничества: "Предлагаю нам открыть краски» … Предлагаю вместе поиграть в игру…" и т.д., как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее. Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к ребенку, как к чистому листу бумаги, мы сможем организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим детям, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем коммуникабельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год