Педагогическое мероприятие по обучению детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем для подготовительной группы |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Симонова Татьяна Васильевна | |||
18.01.2019 21:40 | |||
Педагогическое мероприятие по обучению детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем для подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю) Составила: воспитатель подготовительной группы Симонова Татьяна Васильевна г. Нелидово 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1 Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Основные задачи:
Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико-грамматические упражнения; составление разрезной картинки; чтение рассказа; рассматривание панорамы; метод языковой трансформации; сюрпризный момент. Оборудование: Карточки-подсказки (графическое изображение предлога); графические схемы для пересказа; карточки с родственными словами к слову «медведь» и похожими словами; разрезная картина (медведь); магнитные доски; магниты. Предварительная работа:
И. Соколова-Микитова «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»; В. Бианки «Купание медвежат», Ю. Коваля «Стожок»; «Медведь» — сказка по сюжету Б.Н. Сергункова и других.
Стожок — сложенная в виде горки высушенная трава; Излучина -поворот реки; Воз -сани; Полозья — деревянные или металлические пластины для скольжения саней; Председатель — руководитель сельского хозяйства; Башка — голова; Медвежатина — медвежье мясо (в данном случае запах медведя); Сено — высушенная трава; Сметал — сложил сено в виде горки; Хлопнул — стукнул, ударил; Запряг — надел на лошадь специальные приспособления (хомут, сбрую и т.д.) для того, чтобы она могла везти сани; Выставилась — показалась, высунулась; Чмокает — издает губами звуки; Распрягать — снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани; Тряхнул — покрутил из стороны в сторону; Разить — неприятно пахнуть; Мохнатая — заросшая густой шерстью.
Ход НОД Организационный момент. Развитие зрительно-пространственной координации. Педагог: Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждая команда должен найти конверт с помощью моей подсказки. Педагог раздает детям подсказки, с помощью которых они смогут найти конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку. Например, предлог «под» и картинка с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т.д.) Когда все конверты найдены, дети собирают на столе разрезную картинку медведя. Дидактическая игра «Родственные слова». Закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову «медведь». На «дереве» располагаются карточки с лексическим материалом. Дети должны назвать карточки с родственными словами и лишние карточки. Остальные карточки располагают отдельно. Лексический материал: медвежонок, медведица, медвежий, медвежьи следы, медвежатина, медведь, медведище, медвежья семья. Физкультминутка «Медвежата» (движения выполняются в соответствии с текстом) Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили – Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали – Вот так, вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили – Вот так, вот так И из речки воду пили. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти. - Сегодня мы с вами вспомним интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Ю. Коваль. А какие еще произведения про медведей вы можете вспомнить? ( «В берлоге», «Купание медвежат», «Как медведь сам себя напугал», «Как медведя переворачивали», «Медвежья горка» и т.д.) Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти. Педагог напоминает детям начало рассказа и совместно с детьми выставляет на магнитную доску графические схемы, соответствующие содержанию. У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено. Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать. -Ты чего, Зуюшка, привез? — кричит ему соседка Пантелеевна. -Сено, Пантелеевна, чего же еще? — отвечает Зуй. -А на возу у тебя кто? Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь! «Рр-у-у!» Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках. Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал — Зуев стожок». Дидактическая игра «Используй нужный знак (?,!)» Работа над интонационной выразительностью речи. Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака педагог передает детям, стоящим по кругу. При этом дает образец восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста. Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение. — Какой страшный этот медведь! — Какой опасный медведь! — Ах, как я боюсь медведя! — Не буди спящего медведя! — Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь! — Что привез дядя Зуй из леса? (Ответ ребенка и новый вопрос.) — Кто встретил его в деревне? — Что сделал медведь, проснувшись? — Куда он побежал? — Ты боишься медведя? — Чем опасен медведь? — У медведя острые зубы? Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Использование метода языковой трансформации. Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами или индивидуально. Итог НОД. Дети – «журналисты» берут интервью у других детей по итогу прошедшего занятия (Что тебе сегодня понравилось больше всего? Кто лучше пересказал рассказ? и т.д.) Педагог предлагает детям в свободное время нарисовать понравившейся эпизод из рассказа. Графическое изображение предлога Графические схемы для пересказа
|