Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В. | |||
24.10.2018 19:30 | |||
Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Авторы:
Работа над дыханием – одно из важных направлений логопедической работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, так как процесс дыхания является энергетической базой речепроизводства, которая у данной категории детей часто оказывается нарушенной. У детей с ТНР отмечается недостаточная глубина вдоха, нерациональное расходование воздуха в процессе речи, ограниченность речевого выдоха, вследствие чего наблюдаются паузы в речевом потоке, не обусловленные смыслом высказывания. То есть для детей характерны нарушения речевого дыхания, вызванные несформированностью физиологического типа дыхания.
Таким образом, можно сформулировать цель логопедической работы – формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания. Работа строится поэтапно и включает следующие направления:
При проведении работы над дыханием необходимо соблюдать ряд условий:
Рассмотрим подробнее направления логопедической работы по развитию дыхания. 1) Формирование физиологического типа дыхания Работа по данному направлению предполагает проведение статических и динамических упражнений в различных положениях: лёжа, стоя, сидя. а) Статические упражнения: В положении лёжа:
В положении стоя:
В положении сидя:
Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
б) Динамические упражнения: В положении лёжа:
В положении стоя:
Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» – присесть. Встать ( «вынырнуть») – выдох. В положении сидя:
2) Дифференциация ротового и носового дыхания Работа в рамках этого направления осуществляется в определенной последовательности, которая определяется видом речевого нарушения. Однако сами блоки упражнений для формирования ротового и носового дыхания остаются неизменными. Блок 1: вдох – нос, выдох – нос
Блок 2: вдох – нос, выдох – рот 3. «Солнышко». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде логопеда «Солнышко встает» дети тянутся на носочках вверх – вдох через нос, по команде «солнышко уходит» — возвращаются в ИП и делают выдох через рот. 4. «Мороз». Дети делают спокойный вдох через нос и затем дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Блок 3: вдох – рот, выдох – нос 1. «Секретное упражнение». Детям предлагается выполнить движения и догадаться, кого они изображали. На счет «раз» — вдох через рот, на счет «два, три» — выдох (на каждый счет один выдох). Это что же за комочек, Раз, два, три, Ковыляет между кочек? Раз, два, три, На себе несёт комочек, Раз, два, три, Два листочка и грибочек, Раз, два, три. Задается вопрос: «Кем же мы были?», дети отвечают: «ежами». В этот момент показывается или картинка ежика, или игрушка. Упражнение выполняется еще раз. 2. «Необычная вьюга». Детям предлагается сдуть снежинки (кусочки ваты) необычным способом: сделать вдох через рот, а выдох – через нос. На выдохе и сдуваем снежинки. Блок 4: вдох – рот, выдох – рот
За котом бежал щенок, вдох, выдох, Но догнать его не смог, вдох, выдох. От досады взвыл, потом – вдох, выдох, Стал гоняться за хвостом, вдох, выдох. 3. «Пропеллер». Ребенок делает вдох через рот. Указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха, губы при этом округлены. 3) Формирование речевого выдоха Работа по этому направлению проводится по принципу усложнения речевого материалы. Начинать работу следует с произнесения одного звука, постепенно переходя к произнесению слов и затем фраз. 1. «Пой со мной!» Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». Первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. Вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. 2. «Звуковая ниточка» Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем на выдохе начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). 3. «Намотай клубочек» Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук на выдохе – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. Материал можно усложнить, предложив пропевать слоги. 4. «Поезд» Цель: Добиваться длительного произнесения звука [у]. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора (детям показывается картинка), дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет (детям показывается картинка), дети молчат. 5. «Рыбалка» Цель: развивать длительный речевой выдох при произнесении гласных звуков [э] и [а]. Ребёнку в руки дается удочка. Он закидывают ее за ширму (или другое ограждение). Затем логопед дергает удочку, имитируя пойманную рыбу. Ребёнок делает вдох и поднимает руки вверх. Если на веревочке есть рыба, то на выдохе произносить звук [а], если нет, то [э]. 6. «Дровосек» ИП: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить руки вниз – медленный выдох с произнесением «уфффф», «ухххх». Таким образом, работа над дыханием представляет собой сложную структуру заданий и упражнений, которые требуют соблюдения условий и полноты их выполнения. Список литературы:
|