Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Филиппова Ирина Викторовна | |||
26.08.2018 08:21 | |||
Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников» Сложно представить надлежащий уровень жизненной компетенции человека без овладения им устной речью. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский замечал, что родной язык является основой умственного развития и фундаментом всех знаний. Родной язык — это инструмент познания, мышления, речевого развития. Через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь, активизируются творческие начала личности. Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры. Овладевая речью, изучая язык, ребенок усваивает систему знаний, общественно принятые нормы поведения — основу ее жизненной компетентности, то есть «овладевает наукой и искусством жить среди других». Учитывая это, проблема развития речи у детей дошкольного возраста всегда была и остаётся одной из центральных в дошкольном образовании.
Задача педагогов ДОУ создать оптимальные условия, способствующие своевременному речевому развитию каждого воспитанника. Для успешного решения задач познавательно-речевого развития необходима правильно организованная предметно-развивающая среда в группе. Её условно можно разделить на несколько взаимодополняющих компонентов. 1. Уголок Книги. Цель: Воспитание духовной культуры дошкольника, его представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Освоение родного языка. Формирование умений высказывать свои мысли и чувства, задавать вопросы. 2. Художественно-речевая деятельность. Цель: Развитие речевого творчества детей: на основе литературных произведений, формирование навыков речевого общения и положительных взаимодействий со сверстниками. 3. «Мастерская слова». Цель: Усвоение родного языка и экспериментирование со словом, формирование речевого общения через разнообразные дидактические игры. Усвоение образцов правильной литературной речи. 4. Речевое творчество дошкольников (литературный опыт). Цель: Развитие способностей к сочинительству и словесному творчеству. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Уголок Книги. Цель: Воспитание духовной культуры дошкольника, его представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Освоение родного языка. Формирование умений высказывать свои мысли и чувства, задавать вопросы. Необходимое оборудование:
внимание детей паровозика, везущего книги, матрешки или домика-избушки, веселой гусеницы и пр.
Могут иметь место мягкие кресла или диванчик, где дети располагаются в минуты тихого чтения или рассказывания воспитателем сказок. Примерное содержание уголка книги: Подборка художественной литературы в соответствии с реализуемой в ДОУ программой и в соответствии с задачами работы воспитателя на конкретный временной отрезок учебного года. Книги для чтения по интересам детей, знакомящие с природой, трудом и бытом людей, с техническими достижениями человека, транспортными средствами, с историей города, страны, о космосе, о живописи и т д. Книги, знакомящие с национальной культурой российского народа: потешки, сказки, мифы народов мира, библейские легенды (со старшей группы ДОУ). «Почемучкины книжки» типа детской энциклопедии (для старших дошкольников). Словари и словарики, например, «Этимологические» или «Жизнь замечательных слов» (в группах старшего дошкольного возраста). Книги — атласы, знакомящие детей с планетами, звездами, географией различных стран, историей народов планеты Земля и т.д. Книги любимых поэтов и писателей (русских и зарубежных) Современные периодические издания для детей дошкольного возраста, например, «Воробышек» (3–5 лет); «Карапуз» (5–7); «Тошка и компания» (5–8лет); «Зайкина школа»; «Детские сказки» (не более 2-х — 3-х одномоментно). Книги рекомендуется располагать:
На книжной витрине (в самом низу) желательно разместить «карманы» для карточек с подборкой произведений малых форм фольклора (пословиц, дразнилок, считалок, загадок, закличек, приговорок, скороговорок, потешек, прибауток), связанных с тематикой изучаемого материала о растениях, животных, жизни человека, временах года и т.д. В младших группах — произведения устного народного творчества, как культурное наследие народа, может быть представлено подборкой книг, например: «Русские народные потешки», «Прибаутки», «Сказки», «Песенки» и др. Кроме книг, рекомендуется иметь комплекты репродукций, иллюстраций по темам программы для ознакомления и расширения знаний об окружающем мире и развития речи детей. Иллюстрации размещаются в альбомы, папки-накопители и добавляются по мере знакомства детей с окружающим, непосредственного наблюдения в природе, в ходе целевых прогулок, экскурсий. В книжном уголке обязательно должны иметь место технические средства обучения: диапроектор, фильмоскоп, магнитофон с подборкой аудиозаписей для прослушивания детских песен, стихов в исполнении актеров, сказок или рассказов. 2. Художественно-речевая деятельность. Цель: Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений, формирование навыков речевого общения. Оборудование:
Все атрибуты и пособия для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей располагаются вблизи книжной витрины, полки с книгами и используются воспитателем при чтении художественной литературы, для привлечения внимания ребенка к сюжету произведения, к особенностям этого или иного конкретного сказочного образа, для организации инсценировок, игр — драматизаций, режиссерских игр и т.д. Дети по желанию могут использовать эти пособия для самовыражения и импровизации в самостоятельной литературно-речевой деятельности. Все атрибуты и пособия рекомендуется выкладывать постепенно. К примеру, обыграв сюжет сказки или потешки, стихотворения с помощью книжки-раскладки, и убедившись, что у детей уже снизился интерес к ней, выложить фигурки литературных персонажей на фланелеграфе и т.д. Главная задача — привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к тексту литературного произведения и с помощью разных пособий помочь ему запомнить текст, речевые обороты произведения. Дополнительно к перечисленному оборудованию желательно использовать современные технические средства. 3. «Мастерская слова». Цель: Усвоение родного языка и экспериментирование со словом, формирование речевого общения через дидактические, словесные и другие игры. Примерные игры и упражнения со словом, игры с картинками, дидактические игры для совместной деятельности воспитателя и детей, для самостоятельных игр детей. Игры на развитие звуковой культуры речи:
«Кого не стало?» (образование формы винительного падежа множественного числа существительных). «Чей нос?», «Чьи глаза?», «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). «Чего не стало?» (образование формы родительного падежа множественного числа существительных). «Скажи наоборот» (образование антонимов). «Один — много» (образование множественного числа существительных). «Что из чего?» (образование прилагательных).
«Что летает, что не летает?» «Съедобное — не съедобное» «Что лишнее?» «Говори правильно» и пр.
Все дидактические и настольно-печатные игры, картинки располагаются в доступном для ребенка месте — на полке шкафа, тумбы. Игры накапливаются по мере решения воспитателем программных задач и остаются в самостоятельном использовании детьми. Игры и игровые упражнения на усвоение родного языка (лексики, грамматики, звукопроизношения) экспериментирования со словом (словообразование, видоизменение) воспитатель подбирает в соответствии с календарным планом работы. Игры используются как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуально-подгрупповой деятельности детей с педагогом (или без него). Дидактические игры располагаются так, чтобы свободно просматривались детьми. Следует интересно оформлять их, что привлекало бы внимание и вызвало желание взаимодействовать с ними. В группах младшего дошкольного возраста воспитатель всегда сам инициатор игрового взаимодействия с детьми. 4. Речевое творчество дошкольников. Цель: Развитие способностей у детей к сочинительству и словесному творчеству. К речевому творчеству детей проявляют интерес уже со средней группы. Многое зависит от самого воспитателя, от его желания руководить речевым развитием детей, умений побуждать ребятишек к совместному творчеству, особенно с родителями. Желание вести записи совместного сочинительства рассказов, сказок, загадок, имитационных рифмовок. С детьми старшего дошкольного возраста воспитатель систематически работает над развитием умений сочинять, фантазировать, рифмовать и рассказывать. Самые интересные, по мнению детей, сочинения необходимо записывать в альбомы. Лучше использовать при этом печатные буквы. Такие тексты дети самостоятельно в дальнейшем могут прочитывать с большим интересом. Альбомы или авторские самодельные «книжки» располагаются в зоне книжного уголка, в доступном для детей месте. Примерный перечень материалов:
Оптимальная организация предметно-развивающей среды по речевому развитию в детском саду эффективно воздействует на воспитанников, формируя у детей активное познавательное отношение к окружающему миру, что в свою очередь, стимулирует своевременное и активное речевое развитие как средство общения, познания, самовыражения каждого ребенка в различных видах деятельности.
|