Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые методики и их использование в развивающих занятиях по звуковой культуре речи дошкольников.
Развитие речи у детей
Автор: Носова Анна Александровна Логинова Оксана Алексеевна Агафонова Ирина Александровна Кокорева Светлана Владимировна   
20.09.2021 16:22

Игровые методики и их использование в развивающих занятиях по звуковой культуре речи дошкольников.Игровые методики и их использование в развивающих занятиях по звуковой культуре речи дошкольников.

Авторы:

  • Логинова Оксана Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад 82 «Улыбка»,
  • Агафонова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад 82 «Улыбка»,
  • Носова Анна Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад 82 «Улыбка»,
  • Кокорева Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад 82 «Улыбка»

Пояснительная записка:

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р. И. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

 

Скачать конспект

Федеральные государственные требования в системе дошкольного образования вносят изменения в сегодняшний воспитательно–образовательный процесс, отказ от учебной модели в детском саду, точнее сказать от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми.

Речь – одна из сложных психических функций. Воспитание звуковой культуры речи — одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [2].

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче дошкольнику высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, следовательно, активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи ребенка, даже если оно мало откладывает свой отпечаток на деятельность и поведение ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, замыкаются в себе, становятся застенчивыми и молчаливыми. Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Ребенку с недостатками звуковой культуры речи трудно выразить свои мысли и найти общий язык как с детьми, так и со взрослыми у таких детей может возникнуть умственное отставание как следствие понижение любознательности. Что в свою очередь влечет, и неуспеваемость учащихся начальной школы по русскому языку. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить в период обучения грамоте, будут затрудняться в овладении навыками письма.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Овладение звуковой стороной речи зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки. Огромное значение в развитии звуковой культуры имеет подражание. По мнению И. П. Павлова, образование новых условных связей у человека происходит не только по способу совпадения во времени, но и благодаря действию механизма подражания. К условным рефлексам, формирующимся путем подражания, А. Г. Иванов-Смоленский относил всю систему речевых реакций, поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажал звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов. Благоприятным условием для развития звуковой культуры является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но и заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха.

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное — нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

В связи с этим чрезвычайно актуальным является изучение проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, так как, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи дает возможность понять закономерности постепенного формирования ее у дошкольников. Любому языку свойственна индивидуальная система звуков. Звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука, интонационное богатство.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

Культура речи, по мнению Ф. А. Сохина, это «…умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение, интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры».

Мнение Ф. А. Сохина поддерживал и А. И. Максаков, по его определению, «…звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.».

М. М. Алексеева, А. М. Бородич, В. И. Яшина считали понятие «звуковая культура речи» достаточно широким.

По определению М. М. Алексеевой, «…звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию».

По определению А. М. Бородич, звуковая культура речи — это произносительные качества, характеризующие звучащую речь: звукопроизношение, дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп) и другие связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, позы и двигательные навыки в процессе разговора).

Определения звуковой культуры речи разных авторов схожи между собой, но наиболее полным определением можно считать определение данное А. М. Бородич.

Звуковой язык – это единственный язык общества, являющийся связующим звеном в общении между ребенком и окружающей его действительностью, в силу своей звуковой материи, которая представлена звуками, вовлеченными в процесс общения, то есть производства и обмена мыслей.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

  • формирование правильного звукопроизношения и произношение слов, для этого важно развивать речевой слух, речевое дыхание, моторику артикуляционного аппарата
  • воспитание орфоэпической правильной речи означает умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы включают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии так же входит и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Сложность заключается в том, что русский язык обладает достаточно сложной системой разноместного и подвижного ударения
  • формирование выразительности речи характеризуется овладением средствами речевой выразительности и предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, разнообразными интонациями. Дошкольник владеет естественной выразительностью речи, но необходимо обучать произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании
  • выработка дикции включает отчетливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Верное произношение звуков имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Дошкольник с развитой речью намного легче вступает в общение со сверстниками и взрослыми, ясно выражает свои мысли и просьбы. Если же имеются дефекты произношения в речи, то затрудняется взаимоотношение с людьми, наблюдается задержка психического развития ребенка, а также развитие других сторон речи.

Игровые методики и их использование в и развивающих занятиях

Работа с детьми младшего дошкольного возраста

У детей младшего дошкольного возраста развитие речи происходит как никогда быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трём годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение и т.д.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Приведённые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно — двух, а также трёх — четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

  • игра "Угадай, что звучит"

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

  • игра "Волшебный сундучок"

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).

Все перечисленные выше игрушки сложены в сундучок. Воспитатель, держа сундучок, подходит к детям и, говоря, что в сундучке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определённых звуков в словах. помочь им чисто, отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

  • игра "Магазин"

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?" — "Покупателями", — отвечают дети. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м – мь, п – пь, б – бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

  • игра "На прогулку в лес"

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц).

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

  • игра "Скажи,. как я"

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они уже значительно реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах, укрепляется и делается более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе — научить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию ("ложка" — "кошка"- "мошка" — и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д.

Одновременно воспитатель ведёт работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих звуков ("с", "сь", "з", "зь", "ц"), шипящих ("ж", "ш", "ч", "щ") и сонорных звуков ("л", "ль", "р", "рь").

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребёнок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель — развить у детей слуховое внимание, научить их отчётливо произносить многосложные слова громко и шёпотом, различать похожие по звучанию слова и правильно ставить ударение.

  • игра "Возьми игрушку "

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех – четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

  • игра "Выдели слово"

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

  • игра "Подбери похожие слова"

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

  • игра "Угадай, где кружки, а где кружки"

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

К моменту перехода в старшую группу дети уже могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по-прежнему необходимо уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, важно научить детей различать звуки на слух и правильно произносить их. С этой целью ежедневно должна проводиться артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети уже способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно чётко различают на слух определённые группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определённым звукам, например, когда дети не дифференцируют на слух звуки "с" и "ц", "с" и "ш", "ш" и "ж" и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определённые пары звуков с детьми этого возраста можно использовать игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведённых ниже игр и упражнений — развитие слухового внимания и фонематического восприятия: научить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков ("с" — "з", "с" — "ц", "ш" — "ж", "ч" — "щ", "с" — "ш", "з" — "ж", "ц" — "ч", "с" — "щ", "л" — "р"), правильно выделять во фразах нужные слова.

  • игра "Найди и назови нужное слово"

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С:

Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою,

Светлой полосою
В окнах огонек,
На воду он лег.
(А. Плещеев "На берегу")

З:

На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?

Потому она и лает –
Познакомиться желает.

(А. Власов "Почему?")

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

  • игра "Кто лучше слушает"

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: "Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 — со звуком ш, 5 — со звуком ж, 5 — где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: "шапка", "дом", "жук", "лиса", "ежик", "кошка", "тарелка", "вешалка", "лыжи", "карандаш", "бочка", "ножницы", "замок", "лужа", "крыша".

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

  • игра "Слова могут звучать громко и тихо"

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу: "В уголок Аленка села, У Аленки много дела".

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".

На седьмом году жизни звукопроизношение детей практически ничем не отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание следует уделять выработке у детей чёткого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель должен следить за тем, чтобы дети чётко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель описываемых ниже игр и упражнений — развитие фонематического восприятия, элементов звукового анализа, умения определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

  • игра "Какой звук есть во всех словах?" Воспитатель произносит три – четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: "шуба", "кошка", "мышь" — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш.

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

жук, жаба, лыжи – ж;

чайник, ключ, очки – ч;

щетка, ящик, щавель – щ;

коса, усы, нос- с;

селедка, Сима, лось – сь;

коза, замок, зуб – з;

зима, зеркало, вазелин – зь;

цветок, яйцо, курица – ц;

лодка, стул, лампа – л;

липа, лес, соль – ль;

рыба, ковер, крыло – р;

рис, крепость, букварь – рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

  • игра "Назови первый звук в слове" Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино, и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове "Зоя", вэ — в слове "Вадик").
  • игра "Назови последний звук в слове" Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове "дверь" последний звук рь, а не р).

Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую — на мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

  • игра "Подумай, не торопись" Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова "стол".

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова "сыр" ("воробей", "грач" и т. д.).

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — ш ("карандаш", "камыш" и т. д.).

Какое получится слово, если к но — прибавить один звук? ("нож", "нос"…).

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м (мама моет Машу мочалкой).

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, дудочка, Буратино…).

Большая часть детей приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, в частности, такие как:

  1. из-за не сформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, говоря, например "фыфка" (шишка);
  2. все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например "цаска" (чашка);
  3. неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искажённо, например "байкон" (балкон), "гыба" (рыба).

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребёнок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.), у него не сформировались некоторые движения органов произношения и прежде всего губ, языка. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т.е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например "п" — "б", "с" — "ш", "л" — "р".

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Весёлом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка — хвостиком, твёрдое небо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхаемая струя воздуха — ветерком.

Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно вёлся учёт изменений в речи детей.

Приведём пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы "р"и соответствующих ей звуков "р"и "рь").

1) Артикуляция звука.

"Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки (показ педагогом, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел"р-р-р". Споём вместе песенку самолёта:"р-р-р!"

2) Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками "р"и "рь", поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

3) Шутки — чистоговорки:

Ря -ря -ря — чистые моря;

Рю -рю -рю -репу я варю;

Арь -арь -арь -новый букварь;

Ри -ри -ри -горят фонари;

Ре -ре -ре -санки на горе;

Орь -орь -орь -у Андрюшки корь;

Ра -ра -ра -высокая гора;

Ро -ро -ро -новое перо;

Ру -ру -ру -коза грызёт кору;

Ры -ры -ры -летят комары;

Ор -ор -ор -у Ромы топор и т.д.

4) Скороговорки:

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Проворонила ворона воронёнка.

Привёз Пров Егору во двор дров гору.

На горе, на горке горько ревёт Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков "л" -"р", "ль" — "рь".

1) Выделение звуков"л" — "ль", "рь" — "рь".

"Дети, вспомните, как Язычок поёт твёрдую песенку индюка, повторим

("Л -л -л"). А теперь вспомним песенку мотора ("Р — р -р"). "Я вам покажу картинки, а вы их назовёте, чётко выделяя звуки "л" — "ль", "р" — "рь".

2) Шутки — чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор;

Ло-ло-ро-у Лены перо;

Ал-ар-ал — тёмный подвал;

Ри-ри-ри — купили сухари;

Ли-ли-ли — мы улицу мели;

Ре-ре-ре — метель в январе;

Ле-ле-ле — катались на осле.

Педагог следит за чёткостью произношения звуков в словах.

3) Работа над предложением. Дети слушают и запоминают предложения: "Суп надо солить", "На пол не надо сорить". Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся воспитатель: "Суп надо...", "На пол не надо..."

4) Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле морская волна сильна и вольна;

рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов;

король — орел, орел — король.

5) Определение слов со звуками л – ль, р – рь в тексте.

Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

"Лыжи"

Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело."Верный друг" Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование игр, чистоговорок, скороговорок, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок в воспитании звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития. Дидактические игры не только активно включают учащихся в учебную работу, но и активизируют познавательную деятельность детей. Игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки. Чтобы этого избежать, необходимо как можно раньше начинать работу по воспитанию звуковой культуры речи.

Список литературы:

  • Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип, — М.: Издательский центр «Академия», 2000,
  • Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. — М.: Владос. 2013.
  • Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. — М.: Аквариум, 2015.
  • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А. И. Максаков. — М., 2014.
  • Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду [Текст]: О.И. Соловьева. — М. Просвещение, 2016.
  • Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство — Пресс, 2012.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: 1981 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год