Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Татаринова Анна Дмитриевна | |||
21.09.2021 07:44 | |||
Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка дошкольного возраста Задачи:
Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.
Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой – либо определенной задачи. Моторику делят на крупную и мелкую. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В головном мозге проекция кисти руки расположена очень близко с речевой моторной зоной. Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела. Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр- занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. Обучая детей, мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на развитие речи детей. Работа с ребёнком должна быть интересной, занимательной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. В своей практической работе я использовала дидактические игры из фетра. Фетр –экологически чистый продукт из шерсти. Яркий, разнообразный по цвету, нетоксичен. Из фетра можно сшить все, что угодно. Игры из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинами, что еще более усиливает и поддерживает интерес детей. Если взять фетр в руки, то можно почувствовать насколько это теплый и уютный материал, игра с ним дает детям ощущение безопасности, расслабленности и доверия. Дидактические игры из фетра- это лучший способ развития и закрепления сенсорных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ведь дидактическая игра для малышей является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Занимательные дидактические игры научат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнёром, группой, слушать и слышать.
|