Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шишикина Надежда Петровна | |||
01.08.2018 21:08 | |||
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов» Задачи: Образовательные: формировать элементарные правила вежливости, расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас детей, объяснить, что такое истинно вежливый человек. Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные навыки, любовь к художественному слову, драматизации. Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать эмоциональной отзывчивости. Материалы и оборудование: игрушка – Буратино, сюжетные картинки, карточки для оценки ситуаций, цветок из бумаги, маски животных, билеты. Предварительная работа: цикл бесед о вежливости.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…», С. Маршак «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый», С Гогореловский «Что значит быть вежливым». Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов» и др. Рассматривание иллюстраций на данную тему. Ход занятия Дети входят в группу под песенку «Если добрый ты…». Здороваются. Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете, то есть о правилах вежливости и культуре поведения. А что, по-вашему, значит быть вежливым, культурным человеком? Дети: Культурный человек всегда вежливый, внимательный и чуткий с людьми, совершает добрые поступки и т.д. Воспитатель: Правильно! А всему этому надо учиться. Раздается стук в дверь. Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть? Воспитатель вносит игрушку – Буратино. Воспитатель: А почему Буратино молчит? Вошел, не поздоровался, что случилось, Буратино? Буратино: Сегодня я играл с малышами и поссорился с ними. Воспитатель: А почему? Буратино: сначала я отобрал у одного мальчика машинку. Потом мне надоело с ней играть, и я ее сломал. Девчонки почему-то не дали мне мячик, я обиделся на них и стал потихоньку дергать их за косички. Рассердились на меня ребята и сказали, чтобы я уходил. Воспитатель: ребята, а почему дети не стали играть с Буратино? Дети: Отнимает игрушки, обижает девочек, невежливый. Воспитатель: Буратино, сегодня на занятии мы говорим о вежливости и приглашаем тебя остаться с нами. Дети садятся. Воспитатель: Чтобы стать вежливыми, мы должны научиться пользоваться вежливыми словами. В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И, наверное, поэтому они приветствовали друг друга. А может быть и не так это было. Но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке это какое прекрасное слово? Дети: Здравствуйте. Воспитатель: А что оно означает? Дети: Пожелание здоровья. Воспитатель: Как можно здороваться по-другому? Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Воспитатель: Как надо произносить эти слова? Дети: Приветливо, с улыбкой, кивнув, обращаясь по имени. Воспитатель: Мальчики, поздоровайтесь как мужчины! Что означает этот жест давным-давно? Дети: В наших руках нет оружия. Воспитатель: Молодцы, ребята. Видишь, Буратино, сколько приветственных слов знают наши дети! Вежливых слов не так много в нашем языке, но они очень украшают нашу жизнь и, конечно, речь. И мы сейчас раскроем Буратино секрет других волшебных слов. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Маша знала слов немало…» Воспитатель: Какое слово пропало? Дети: Спасибо. Воспитатель: Когда мы говорим спасибо? Дети: Когда благодарим за что-то. Воспитатель: Как правильно произносить слово «спасибо»? Дети: Спокойно, доброжелательно, с улыбкой. Воспитатель: «Будьте добры или будьте любезны. Эти слова в разговоре полезны С ними легко на прогулке и дома Будет приятно их слышать любому. Какое из этих слов можно употреблять вместо слова пожалуйста? А когда мы говорим это волшебное слово? Дети: Будьте добры, будьте любезны, когда мы просим помочь и т.п. Воспитатель: И вы могли заметить, когда мы употребляем эти слова, люди всегда приходят на помощь. А как мы его прощаем? Дети: Тихо, глядя в глаза. Когда беспокоят кого-то, принято извиняться. Есть даже такое выражение. А какое? Дети: Извините за беспокойство. Воспитатель: Какие слова извинения вы знаете? Дети: Прошу прощения, виноват, простите, я больше так не буду. Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу «Сумел провиниться – сумей и повиниться»? Дети: Если ты виноват, то нужно обязательно попросить прощения, извиниться. Воспитатель: А какие еще пословицы о вежливости вы знаете? Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит. Ласковое слово и кошке приятно. Вежливость украшает человека. Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди. Физкультминутка. «Вежливый зайчик» На заре зайчишка встал, «с добрым утром» — всем сказал (наклон вперед) Солнышку и кочкам, Маленьким цветочкам, Маме и братишкам, (повороты вправо-влево) Елочке и шишкам. На дорожку вышел, А навстречу мыши! (ходьба на месте) «Здравствуйте, сестрёнки» — (наклон вперед) Говорит он звонко «Здравствуйте, лисята, (повороты вправо-влево) Здравствуйте, лосята!» Вдруг навстречу страшный волк (изображают волка) Лес испуганно примолк! Бедный зайка задрожал, Хвостик маленький поджал (изображают зайчика) А потом закрыл глаза, Тихо «здравствуйте» сказал. Даже волк его не съел. Улыбнулся, подобрел. (поклон, улыбка) Говорит ему в ответ: «И тебе, косой привет!» Воспитатель: А сейчас, дети, мы покажем Буратино, как мы научились вести себя с незнакомыми людьми, в магазине и т.д. Разыгрывающие ситуации.
- ой, хочу клюшку! Купи-и-и! - Но у тебя уже есть клюшка. Успокойся, не кричи. - Все равно хочу! Купи-и-и-и! Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ведет себя мальчик? Научите этого «плаксу» вести себя. Помните, беседуйте тихо, не привлекая внимания других. 3. Разыгрывается обратный диалог. Воспитатель: И Буратино, и вы, дети, я думаю, убедились, что без вежливости трудно обходиться в любом обществе, в магазине, поликлинике и т.д. Драматизация отрывка из стихотворения Э. Могиковской «Вежливое слово» Воспитатель: За какие именно слова звери получили билеты? Какие из них вам показались необычными? Дети: До скаканья, до кувырканья, замечательной зари, доброй ночи и рассвета. Воспитатель: Так в чём же секрет волшебных слов! Дети: Они помогают выполнить наши просьбы, простить, если не так поступили, просто подарить хорошее настроение. Воспитатель: Ребята, не только ваши слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям. Игра «Вежливый светофор». Дети рассматривают иллюстрации, поднимают карточки, оценивая поступки детей, и объясняют почему.
Воспитатель: ну что, Буратино, научили мы тебя правилам хорошего тона? Буратино: Да, я все понял. Теперь всегда и везде буду говорить вежливые слова. (в вежливой форме просит у детей игрушку) Воспитатель: Ай да Буратино! Молодец! Буратино: таким я теперь буду всегда! Воспитатель: На память о нашем занятии мы дарим Буратино цветок вежливости. Если посмотреть на его лепестки, то можно сразу вспомнить волшебные слова, о которых мы сегодня говорили. Пусть они всегда, ребята, звучат в вашей речи, помогают вам в жизни. А самое главное — чаще совершайте хорошие, добрые поступки.
|